Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Плодом пришествия Благодати Святого Духа является спасение человека, и многие люди, восприняв эту благодать, получили ее плоды — спасение. Таких людей Церковь именует святыми и через неделю после Пятидесятницы совершает празднование в честь Всех святых. Память святых, явленных, неявленных, прежде бывших, настоящих и будущих, совершается в один день для того, что бы показать что все они составляют Единую Церковь, имеют Единого Главу — Единого Иисуса Христа, одушевляются Одним Духом и пребывают в Едином Горнем мире. Неким дополнением к этому празднованию служит отдельное празднование в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, наших святых сродников, восстановленное в Русской Церкви на Поместном соборе 1917 1918 гг. и совершаемое через неделю после недели Всех святых.

Следует сказать о посте, который следует за праздничными днями, а именно о Петровом или Апостольском посте. Пост этот, несомненно, имеет древнее происхождение, так как уже Апостольские постановления упоминают о практике пощения после Пятидесятницы: «После нее (Пятидесятницы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием, и постились после послабления».[1] Упомянутое послабление, несомненно, есть, в первую очередь, сплошная седмица после самой Пятидесятницы, однако нельзя забывать, что в Древней Церкви весь период от Пасхи до Пятидесятницы исключал пост в среду и пятницу, что сохранилось сегодня в Древних Восточных Церквях.[2] Смысл традиции пощения после Пятидесятницы, а следовательно и после Вознесения Господня, несомненно заключается в словах Спасителя: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). Пока был с нами Воскресший Господь, мы ослабляли свой пост, но теперь, когда Он вознесся, пришло время нашего покаяния, чем и является любой пост. Однако радость о пришествии в мир Духа Святого дает нам еще семь дней духовного веселья по числу семи даров Святого Духа. Окончание этого поста приходится на память святых первоверховных апостолов Петра и Павла, отчего он и получил свое название. Сами апостолы, удостоившись схождения Духа Божия, постились перед совершением проповеди и поставлением пресвитеров (Деян. 14, 23). Подобно им и мы, желая сохранить полученную благодать, совершаем подвиг поста, чтобы нам не впасть в беспечность по случаю такого длительного облегчения относительно пищи.

Нахождение этого многодневного поста после Пятидесятницы обусловлено ещё одним святоотеческим наставлениям. Св. Ипполит Римский, живший в III веке, предписывает для верующих пост после Пятидесятницы в определённом случае: «Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост на засчитывается. Если же кто будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы».[3] Таким образом, пост, который известен нам как Петровский или Апостольский, был некоей компенсацией для тех, кто не смог по не зависящим от него причинам, достойно подготовиться к празднику Пасхи.

Кроме этого, Петров пост имеет другую традиционную линию. Окончание его именно в день памяти апостолов Петра и Павла обусловлено тем, что многие христиане к этому празднику приходили в Рим, где первоверховные апостолы мученически окончили свой земной путь. Рим, как столица Империи, место апостольской проповеди и первых христианских общин, а с ними и первых мучеников, всегда привлекал боголюбивых паломников. Паломничество в те времена разительно отличалось от современного. Странники не просто переносили невзгоды длительного пути, который совершался преимущественно пешком, но и добровольно, в качестве духовного подвига, возлагали на себя некоторые лишения. Одним из таких подвигов был пост, который совершался на протяжении всего пути. Очевидно, что окончание этого паломнического поста было в один день – праздник апостолов Петра и Павла, а вот время начала отличалось в зависимости от продолжительности пути. По всей вероятности, с течением времени массовые паломничества в Рим на праздник прекратились, но память о подготовке к нему сохранилась в Церкви, и этот необязательный для всех пост как бы сливается с тем, который указан в Апостольских постановлениях. В наши дни продолжительность Апостольского поста изменчива из-за движения пасхально цикла. Самая большая продолжительность составляет шесть недель, а самая короткая восемь дней.

Петров пост имеет для нас сегодня важное значение. Человеку свойственно привыкать к расслаблению, пребывание в беспечности буквально развращает как душу, так и тело. Любой человек, когда-либо занимающийся земледелием, на своём опыте ощутил, как сложно освободить землю от сорняков после длительного перерыва от работ. Точно так же как земля нуждается в постоянной заботе и душа человеческая не может оставаться без напряженной работы над собой. И лишь тогда мы имеем надежду на добрый плод – спасение. Пост, как целая совокупность добродетелей, включающий и воздержание и милостыню, руководит человека к спасительному пути.

Иеромонах Серафим (Козин)

 


[1] Постановления Апостольские. Кн.V, гл. 19.

[2] Киприан (Керн) архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1999, С.110.

[3] Ипполит Римский, свт. Апостольское предание. БТ-5. М., 1970, С.293.