Основанная преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева Лавра, бесспорно, является духовным сердцем нашей Родины. Преподобный Сергий родился, предположительно, в 1314 г. в семье благочестивых ростовских бояр Кирилла и Марии. Из-за разорения русских земель татаро-монгольским игом семья преподобного была вынуждена поселиться в небольшом городке Радонеж, где и родила трёх детей, в числе которых и был преподобный Сергий, в крещении Варфоломей.
С раннего детства отрок любил молиться, открывая Господу все свои мысли и чувства, стремился узнавать и понимать Того, Кто стал для него самым близким и родным Существом. Но вот беда, как ни старался Варфоломей научиться сам читать священные книги – Новый завет и Псалтирь, по которым в то время учили грамоте, у него никак это не получалось. Братья его давно уже сами читали, а Варфоломей ощущал полную беспомощность в том, что для него было очень желанно и дорого.
Но вот однажды, разыскивая пропавшую лошадь, Варфоломей увидел в поле старца, молившегося под деревом. По окончании молитвы тот сказал ему: «Отныне Бог даст тебе, чадо, уразуметь грамоту!» Затем он дал ему частичку святой просфоры и произнес: «Не смотри, что часть сия так мала — велика будет сладость, когда вкусишь от нее!» С тех пор отрок стал разуметь грамоту и разумел её лучше всех своих сверстников — он выпросил себе у Бога дар книжного разумения. Именно это событие стало отправной точкой, с которой начинался отсчет нового времени для Варфоломея — времени, когда его душа и ум стали возрастать на основе изучения Священного Писания.
Оплакав отошедших ко Господу родителей и отдав свою часть наследства женатому брату, Варфоломей устремился к монашеской жизни, к которой тяготел всю свою жизнь.
В 70-ти километрах от Москвы он нашел место в глухом лесу, которое ему полюбилось: небольшой холм Маковец. Здесь вместе со своим овдовевшим братом Стефаном он поставил маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы, и здесь же началась монашеская жизнь юного подвижника. В 23 года он принял монашество с именем Сергий в честь мучеников Сергия и Вакха, чья память праздновалась в день его пострига. С тех пор Сергий постоянно молился о всех христианах и своей угнетаемой захватчиками и раздираемой сварами князей любимой родине.
Постепенно о подвижнике, по слову Господа: «Не может укрыться светильник на верху горы», стали узнавать православные люди. Многие приходили к нему за советом, а некоторые решили остаться жить в этой лесной пустыни вместе с преподобным Сергием. Но не сразу благословлял он их на совместную монашескую жизнь. Он говорил им: «Приготовьте сердца ваши не на покой и беспечалие, а на терпение, чтобы переносить всякое искушение и всякий труд, приготовьтесь на пост, на подвиги духовные и на многие скорби!» Так постепенно возник маленький монастырь, где личным примером, своим подвижническим образом жизни, мудрым словом наставления готовил преподобный Сергий своих учеников к их будущему героическому служению родной Церкви и родному народу.
Через 15 лет после возникновения Радонежской пустыни вокруг нее стали селиться крестьяне, несколько позднее — ремесленники. И таким образом возник посад, то есть городское поселение вокруг монастыря.
В 1380 году, перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым опустошительным нашествием на Русь, великий князь Димитрий, получивший впоследствии прозвище Донского, приехал в Троицкий монастырь к преподобному, чтобы помолиться и принять благословение на защиту Отечества. Как пишет историк Карамзин, «…Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом своим Владимиром Андреевичем, со всеми князьями и воеводами принять благословение Сергия, игумена далекой Троицкой обители…» Летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу — смерть многих героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!..» Позднее, по возвращении в Москву, великий князь велел поминать павших воинов в храме. Так возникла Дмитриевская поминальная суббота.
Преподобный Сергий много сделал для нашего Отечества: он содействовал централизации русских земель вокруг Москвы и укреплению государственной власти в руках великого князя. Возродил на Руси и монашескую жизнь: многие ученики преподобного разошлись по отдаленным и пустынным местам и, селясь в уединенных диких пустынях, фактически повторяли путь преподобного Сергия. Постепенно вокруг их обителей росли монастыри, селились люди. Так возникали многие новые русские города, обживались новые места. Монастыри становились центрами духовной культуры и народного просвещения.
Таким образом, духовный опыт и христианское понимание жизни, почерпнутые преподобным Сергием из книг Священного Писания, и молитвы, являются ничем иным, как средством богообщения. И сегодня мы воспринимаем это как духовное наследие Игумена земли Руссой
И в наше время обитель преподобного Сергия является духовным сердцем православного русского народа и центром духовного просвещения. Благодать, исходящая от его святых мощей, и молитвы перед ними уже много столетий духовно укрепляют сотни тысяч православных людей. Духовный опыт и величие преподобного Сергия являются великой святыней Православной Руси. Не стоит об этом забывать.