Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
1400

1400В здании Епархиального управления работает иконописная мастерская. Руководит ей монахиня Варвара (Выставкина), насельница Покровского женского монастыря г. Балашова. Матушка окончила иконописное отделение Московской духовной академии. Об основах иконописи мы побеседовали с матушкой Варварой.

-Матушка Варвара расскажите, пожалуйста, историю возникновения иконописи?

— Иконопись — (икона и писать) — иконописание, богословие в красках — вид религиозной живописи, основанной на Предании Христианской Церкви и Священного Писания. Иконопись создает священные изображения, которые призваны молящихся возводить от образа к первообразу, отсюда и частое название иконы — образ, говоря современным языком, проекция духовного мира в материальном.

Иконопись зародилась ещё в апостольские времена. С первых веков Христианства, ещё во время гонений, христиане начали изображать символами основы своей веры. Свидетельством тому являются росписи в римских катакомбах, дошедшие до наших дней.

Иконопись пережила период иконоборчества. Два века (с VIII по IX) продолжалось гонение на святые образы, которые были объявлены идолами, а поклоняющихся им людей идолопоклонниками. Итогом иконоборчества стало варварское уничтожение икон, фресок, мозаик, разорение расписных алтарей многих храмов Византии, преследовались и уничтожались иконопочитатели. Константинопольский собор 842 года восстановил почитание икон и осудил иконоборчество. После этого было устроено церковное торжество, которое пришлось на первое воскресение Великого поста. В воспоминание об этом событии, в первое воскресение Великого поста, Церковь установила праздник восстановления иконопочитания, именуемый «Торжество православия».

Традиционное иконописание на Руси было заимствовано (как и весь строй и Устав Богослужения) из Византии. Первые учителя иконописи были приглашены именно оттуда. Положено начало иконописи было в X веке и знаменовалось Крещением Руси. Иконопись была ведущим воцерковленным изобразительным искусством на Руси до VIII века, когда была постепенно вытеснена светскими видами изобразительного искусства. Иконописные школы появлялись в различных княжествах. Каждой школе был характерен индивидуальный стиль письма. Существовали Новгородский, Псковский, Московский и северный стили письма.

— Почему мы почитаем иконы?

По любви каждого христианина к Богу. Обращаясь к Образу, мы обращаемся к Первообразу, т. е. непосредственно к Богу, 1500нашему Творцу, Жизнодавцу, к Богородице и Святым. Они помогают нам. По молитвам Святых Господь даёт нам силы и здоровье, часто разрешается трудная жизненная ситуация и др.. Священные изображения предназначены для общения Бога и человека, которое выражается в Богослужении, совершении таинств и молитве.

— Какие материалы используются?

Иконы пишутся на деревянной основе — доске. Дерево для основы иконной Доски избрано не случайно. Дерево имеет глубокое символическое значение. Вспомним о Древе Жизни, о Древе Познания Добра и Зла, которые были в Эдемском саду; вспомним о древе гофер, из которого был построен ковчег праведного Ноя, о дереве ситтим из которого был сделан Ковчег Завета, и , наконец, о дереве креста, на котором Господь Иисус Христос принёс  искупительную жертву за весь род людской.

Для написания иконы используются темперные краски, сделанные на основе порошкообразных цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмульсия, составленная из воды и яичного желтка. Эта техника возникла в глубокой древности, получила своё развитие в Византии, а на Русь пришла в X веке. Цвет, тон и сохранность красочного слоя темперной живописи намного долговечнее по сравнению с другими красками, в частности, масляными. К тому же темперная живопись как нельзя лучше подходит именно для священных изображений благодаря своей прозрачности. Сквозь краску просвечивает белый левкас, придавая особую светоносность образам, как бы плотно ни была положена краска.

— С чего начинается создание иконы?

С молитвы. Подготавливаем доску. Иногда на иконную доску, с целью лучшего её сохранения, наклеивают ткань — паволоку. Затем наносят грунт. В каноническом иконописании грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом. Создается эскиз, на котором иконописец находит  молитвенный Образ, решает цветовой и тональный строй иконы. Затем наносится рисунок и раскрывается в цвете. В конце написания иконы наносится надпись — имя Святого. Когда написание иконы завершено, её покрывают специально приготовленной натуральной олифой и просушивают в течение длительного времени, предохраняя от пыли.

— Есть ли какие-то правила — основа в иконописи?

Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для иконописца. Совокупность определённых приёмов иконописи, по которым строится изображение на иконной доске, называется иконописным каноном. Иконописные правила создавались в течение длительного периода времени не только иконописцами, или, как раньше говорили, изографами, но и отцами Церкви. Правила эти, особенно те, которые относились не к технике выполнения, а к богословию образа, являлись убедительными аргументами в борьбе Церкви против многочисленных ересей. Аргументами, разумеется, в линиях и красках. Канон для иконописца явился тем же, что Богослужебный устав для священнослужителя. Таким служебником для изографа становится иконописный подлинник — это свод конкретных правил и рекомендаций, который, помимо словесных описаний Святых, содержит изображения их.

-Вам всегда с первого раза удавалось написание иконы?

Чаще всего иконы получались достойными. Если я сомневаюсь, не чувствую, каким будет Образ, делаю эскизы. Правда, когда икона закончена, нанесена олифа, всё  равно вижу, что получилось лучше, что не совсем  хорошо. Очень важно в каком 1600духовном состоянии иконописец пишет иконы. Необходима постоянная молитва, размышление о Святом или о событии, изображаемом на иконе. Хорошо перед иконописанием прочитать главу из Евангелия или что-нибудь из святоотеческого учения, чтобы настроить свои мысли на духовное.

— У каждой иконы есть свой сюжет? Как научиться читать иконы? 

Иконы очень отличаются по своему предназначению и сюжетам. Есть молельные образы для домашней молитвы, венчальные иконы, мерная (пишется в рост новорождённого) и храмовые. Самые разнообразные сюжеты встречаются в русском иконостасе (перегородка, с помещенными на ней иконами, отделяющая алтарь от центральной части храма). Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в Русской Церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров — небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку. Классический русский иконостас состоит из пяти ярусов или по-другому чинов.

Праотеческий (образ Церкви ветхозаветной); пророческий (это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от Которой воплотился Христос); праздничный чин (повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения); деисисный чин (моление всей Церкви ко Христу); местный ряд (изображены иконы Богородицы, Спасителя, храмовая икона и другие).

Понимать богословие иконы нам помогает участие в таинствах Церкви, изучение истории ветхозаветной и новозаветной Церкви и  святоотеческого объяснения символов иконы. Мы призваны познавать Бога через Его творения и Священное писание. Чем ближе мы к Богу, тем более открывается понимание содержания иконы.

Беседовала Татьяна Ващилина