Ценители красоты всегда находят нечто прекрасное, взгляд сам выбирает объект для любования из многообразия предложенных предметов. Ведь на самом деле найти красивую вещь не так уж сложно, нужно просто уметь видеть. Мы привыкли, что произведения искусства хранятся в специально отведенных для них местах – в музеях, где они общедоступны, или же в частных коллекциях, когда доступ к ним часто ограничен. Эти вещи – живопись, книги, скульптуры, одежда, как бы изъяты из употребления и призваны услаждать взор ценителя искусства. Но есть одна сфера, в которой и употребление и созерцание прекрасного совмещаются – это церковное искусство. Сегодня мы поговорим об одном из направлений многогранного церковного искусства – церковной вышивке. Наша беседа с руководителем золотошвейной мастерской при Балашовском Епархиальном Управлении — Натальей Ануфриевой.
— Наталья, расскажите о Вашем пути к церковному искусству.
— У меня изначально были навыки шитья и вышивки, но скорее на любительском уровне и всегда хотелось их упорядочить и подкрепить технологической основой. Получилось так, что, когда мы обратились в кризисный центр «С верой в жизнь», то оставили своеобразное резюме о профессиональных навыках и умениях. Спустя неделю мне позвонили из пошивочной мастерской, расположенной при епархии, и пригласили на испытательный срок. Могу признаться, что сначала было немного непривычно, потому как одно дело шить просто и для себя, а другое – священническое облачение. Работа очень интересная и кропотливая. Приятно и радостно видеть потом эту красоту на службах в храме.
— С каким чувством Вы приступили к новой работе?
— Иногда в мастерской украшали ручной вышивкой изделия. Спустя два года вышло так, что нам подарили программную вышивальную машину. Скажу, что к новой работе приступила с большим энтузиазмом, так как я вообще легкий на идеи и проекты человек, а тут появилась новая возможность проявить себя.
— Были ли трудности в начале нового творческого пути?
— Работа началась с поиска информации о нитках и прочих расходных материалах для вышивки, с изучения нюансов работы с разными тканями. Можно сказать, что это время было трудным, так как источников информации много и приходилось перерабатывать большие объемы. Плюс ко всему, еще и поставщиков материала надо найти. Начинали вышивку с дизайнов, находящихся в свободном доступе: с комплектов крестов и небольших узоров для закладок. С появлением специализированных программ для вышивки стало и проще, и сложнее одновременно. Необходимость искать в интернете нужные дизайны отпала — с появлением программного обеспечения появилась возможность самостоятельно создавать узоры, но появилась проблема самостоятельного проектирования и расположения надписей на литургических комплектах. Также усложняет работу ограниченное поле вышивки – это всего 140х200 мм. Конечно, со временем, я освоила деление вышивки на части и, хоть пока не всегда выходят идеально места стыковки, но в любом случае стараюсь максимально хорошо выполнить работу.
— На что Вы прежде всего опирались при изучении азов церковной вышивки?
— Дизайны вышивок разрабатывала на основе уже готовых, выполненных другими золотошвейными мастерскими, и добавляла элементы по собственному усмотрению или по благословению Владыки. Конечно, были трудности, но я понимала, что в таком деле все просто и гладко быть не может. Да и к тому же, постоянно рядом есть люди, которые помогут советом. Если раньше как-то не соприкасалася с необходимостью понимания значения тех или иных элементов в иконописи и церковной вышивке, то теперь, как только возникает вопрос, то появляется и необходимость его разрешения. По вопросам раскроя и выбора тканей всегда можно обратиться в наш швейный цех — там слаженный и трудолюбивый коллектив всегда найдет, чем помочь.
– На что опирается мастер, когда приступает к работе над новым образом? Чем вдохновляется?
– Иногда, какое-то цветовое сочетание производит неизгладимое впечатление, западает в душу и ищет выхода, творческого воплощения. Я считаю цвет одним из самых мощных факторов психологического воздействия, оказываемого искусством. Для меня часто все начинается именно из такого созвучия цветов или оттенков, а замечены они могли быть совершенно где угодно.
Когда я задаюсь вопросом: на что опереться, с чего начать и как вообще подойти к созданию новой вещи, то выстраивается такая иерархия: 1. Рисунок и композиция. То есть графическая основа будущей вещи. На этом этапе собираются образцы, аналоги, материалы; всё это анализируется, отсекается лишнее, и остается главное – прорись, орнамент, надпись (если есть), собранные в некоторое гармоничное целое. 2. Цвет. Самое сложное, самое прекрасное и самое важное! 3. Материалы – от их качества тоже многое зависит. И конечно, за скобками остается самое главное – то, о чем говорить сложно, а может быть, и не всегда нужно. Это то, что составляет ничем не выразимую и не измеримую ценность работы – молитвенный труд, духовный посыл, который невидимым и неизъяснимым образом будет передан многим поколениям людей, которые увидят вышедшие из нашей мастерской вещи и испытают благоговейный трепет перед вышитым образом. Церковное шитье всегда было и будет воплощением молитвы, наших чаяний и стремлений.
— Наталья, мы благодарим Вас за интересную беседу.
Татьяна Дыкова