Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
5d5b848a-7129-4474-9b08-948319738484

5d5b848a-7129-4474-9b08-948319738484«Свидетели Иеговы» очень любят рассказывать о гонениях, которым они подверглись в нацистской Германии. О чем они не любят говорить — это о том, что они изо всех сил пытались договориться с нацистами. Когда те в начале своего правления запретили проповедь иеговистов, сектанты направили письмо Гитлеру, где просили отменить это распоряжение, ссылаясь на то, что в США их преследуют за пронемецкую пропаганду, а также что у нацистов и «Свидетелей Иеговы» общие цели и общие враги — римо-католики и богатые транснациональные еврейские корпорации [1].

 

Если вспомнить, что нацизм изначально строил свою пропаганду на тех же популистских лозунгах, которые дали толчок первоначальному развитию иеговизма, то это заявление о родстве будет выглядеть вполне обоснованным.
Но нацистам не нужна была маленькая маргинальная секта со штаб-квартирой в стане врага, и они проигнорировали ее письмо. Тогда находившийся в безопасности в США Совет директоров распорядился, чтобы рядовые немецкие иеговисты возобновили свое хождение по домам, распространение литературы и всю прочую деятельность, таким образом подставляя их под удар. Что ж — Совету директоров нужны были мученики, и он их получил [2]. До сегодняшнего дня иеговисты цинично стригут купоны с этих событий, крича о героизме своих невинных жертв и обвиняя любого человека, который говорит правду о секте, в жажде иеговистской крови.
Правда, справедливости ради стоит добавить, что большая часть заключенных иеговистов относительно хорошо устраивалась в нацистских концлагерях. Нацистам весьма нравились послушные и исполнительные «свидетели Иеговы», и они часто назначали сектантов полицаями и своими административными помощниками, а те добросовестно служили своим хозяевам [3]. Более того, как показали недавно опубликованные документы, глава «Свидетелей Иеговы» в нацистской Германии Эрих Фрост являлся тайным осведомителем властей [4].
В нашей стране «Свидетели Иеговы» ведут историю секты с 1891 года, когда Рассел посетил Одессу. Однако реальные сведения о «Свидетелях Иеговы» на нашей земле относятся к значительно более позднему времени. В начале Второй мировой войны, в 1939 году, когда советские войска заняли Западную Украину и Белоруссию (до этого входившие в Польшу), «Свидетели Иеговы», проживавшие на этих территориях, оказались в СССР. Обращенные ими люди и обеспечили ту преемственность, благодаря которой иеговисты продержались весь советский период, а также тот плацдарм, с которого они развернули свою активную деятельность после начала перестройки.
Российский филиал организации «Свидетелей Иеговы» зарегистрирован в Минюсте РФ [5], но управляется головной организацией из Нью-Йорка, которая зарегистрирована там как издательство (под официальным названием «Пенсильванское общество сторожевой башни, Библий и трактатов»). Руководящим органом региональной религиозной организации в странах СНГ является Управленческий центр (Вефиль). Первоначально Центр был создан Правящей корпорацией в марте 1991 года в Москве. Возглавляет Управленческий центр Руководящий совет, состоящий из старейшин местных религиозных собраний, назначенных Правящей корпорацией. Управленческий центр, согласно своему уставу, учреждает местные общества, дает указания о начале их религиозной деятельности и о ее прекращении, назначает на должность и смещает надзирателей, старейшин, служебных помощников (диаконов), публичных ораторов (проповедников) и других служителей. Однако реальные и окончательные решения по всем вышеупомянутым вопросам принимает ВиБр — Правящая корпорация. Во главе Управленческого центра стоит координатор, чья подлинная роль — доводить до местных организаций принятые в Бруклине решения.
Среди всех сект, начавших свою деятельность в нашей стране приблизительно в одно и то же время (конец 1980-х гг.), «Свидетели», несомненно, добились самого большого роста численности. Только в Санкт-Петербурге количество их общин выросло с одной в 1990 г. до 43 в 1997 г.
По статистике самих иеговистов (кстати сказать, они боготворят статистику), еще в 1994 г. только в странах СНГ по иеговистским методикам изучали Библию 72 492 человека. На это изучение потрачено 12 млн. 495 тыс. часов. Было крещено 16 686 человек. На территории этих стран в том же году состоялось 521 собрание верующих. На декабрь 1999 г. в России было 107111 «возвещателей царства» [6] (то есть активных членов, серьезно занимающихся вербовкой), а к декабрю 2000 г. это число составило 114 284 человека [7]. На Украине число возвещателей также перевалило за 110 тысяч [8], а по всем странам бывшего СССР превысило 300 тысяч человек [9]. В 1997 г. во всех странах СНГ всего на Вечере Воспоминания (это их единственный праздник — день распятия Иисуса Христа) присутствовало более 600 тысяч человек [10], а в конце 2000 г. это число уже составило 665 тысяч человек [11]. На московском судебном процессе в феврале 1999 г. сами «Свидетели» распространяли сведения, что их московская община состоит из 10 тыс. человек, а всего по стране их более 250 тысяч, что, как заявляли они, делает их 5-й по численности «христианской» организацией России (на самом деле — это было число присутствовавших на «Вечере Воспоминания», включающее сочувствующих).
В июне 1997 г. в поселке «Солнечное» под Санкт-Петербургом иеговисты закончили строительство новой территории для переехавшего туда из Москвы своего Управленческого центра. Это целый комплекс зданий на обширной территории, где находится все необходимое для функционирования секты и ее распространения в нашей стране. По сообщениям, там есть даже суперсовременная типография, так что полиграфическая продукция для стран СНГ, возможно, в конце концов, будет печататься там.
Во время открытия «Вефиля» под его началом находилось более 800 общин на всей территории бывшего СССР. Через Солнечное еженедельно проходит более 90 тонн иеговистской литературы для распространения на русском и еще 20-ти языках.
Помимо русского языка, «Сторожевая Башня» регулярно выходит более чем на 10 языках России и бывшего СССР (включая молдавский, киргизский и осетинский).
В январе 1997 г. «Общество Сторожевой башни» объявило о своих планах распространить более 300 тысяч экземпляров своей версии «Макариевской Библии». Помимо собственно библейского текста (как мы помним, полного искажений и подтасовок), в этом издании имеется более 30 страниц так называемых «Библейских тем для обсуждения», в которых якобы с библейских оснований отвергаются такие основы христианской веры, как Троица, Божество и Воскресение Иисуса Христа, а также приводятся «причины», по которым следует безоговорочно отвергать переливание крови даже в ситуациях, сопряженных с опасностью для жизни. Теперь после официального «забвения» «Макариевской Библии», вероятно, вскоре появится новый план по распространению нового издания.
Все это — лишь немногие примеры той активной пропагандистской кампании, которую ведут «Свидетели Иеговы» в нашей стране. Но главного они уже достигли: несомненно, они — одна из самых многочисленных среди всех современных тоталитарных сект на постсоветском пространстве.

Александр Леонидович Дворкин

Факсимиле письма см.: Haac F.-W. Jehovas Zeugen. Muenchen. 1993. S. 25-27. На русском языке это письмо опубликовано в журнале «Прозрение». 2 (3), 1999. С. 73. ^
См.: Чинилин П. Кто виновен в страданиях «Свидетелей Иеговы» // Прозрение. 1999. 2 (3). С. 72. ^
Garbe D., Winkel D. Die «Bibelforsche» (Zeugen Jehovas) in den Konzentrationslager (19331945) // Dahauer Hefte, Sludien und Dokumente zur Geschichte der nationalsozialistischen Konzentrationslager. Nov. 1994. S. 22-25. ^
См.: Чинилин Л. Кто виновен в страданиях «Свидетелей Иеговы». ^
См. выше. ^
Сторожевая Башня. 01.01.1999. С. 18-21. ^
Там же. 01.01.2000. С. 18-21. В «Сторожевой Башне»от 01.01.2000 количество «крещенных возвещателей» в России составляет уже 120 577 человек. Однако процент роста организации в нашей стране за последние 10 лет сократился с более чем 20% до 4%. ^
К концу 2001 г. — более 120 тысяч. ^
Там же. ^
Пробудитесь! 22.02.1998. ^
Сторожевая Башня. 01.01.2001. С. 18-21. ^