Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

1102В 2013 году исполняется 900 лет с того момента, когда был завершен главный труд преподобного Нестора Летописца «Повесть временных лет».

Преп. Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Монах Киево-Печерского монастыря.  Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Преподобный Нестор в монастыре нес послушание летописца. Он глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году.

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Как известно, книги в то время переписывались. Так как эти книги были богослужебные, и была большая необходимость в такой литературе, переписчики старались сделать как можно больше экземпляров, не заостряя внимания на качестве переписанного текста.

1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария на Руси вышла первая точно датированная книга «Апостол». Книга создавалась в типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые вошли в историю как русские первопечатники.

Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии был неслучаен: «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания.

Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий. Работа над «Апостолом» велась в течение года с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Для напечатания необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола». Он был отредактирован при участии митрополита Макария.

Известно несколько более ранних московских изданий, но они не содержат выходных данных и упоминаются как «анонимные». В полиграфическом смысле «Апостол» Ивана Фёдорова выполнен на более высоком профессиональном уровне. Следующей книгой, выпущенной в типографии Фёдорова и Мстиславца, был «Часовник» — сборник повседневных молитв, использовавшийся также при обучении грамоте. Она вышла в 1565 году.

Сразу после появления «Апостола» и «Часовника» начались гонения на печатников со стороны переписчиков. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, было «Учительное евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем» — книгу, которая широко использовалась и для обучения грамоте.

Для продолжения печатного дела Иван Федоров переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574). Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в город Острог, где по поручению князя была напечатана знаменитая «Острожская Библия», первая полная библия на славяно-русском языке. (5) 15 декабря 1583 года Иван Фёдоров скончался в предместье Львова.

В то время книга стоила очень дорого. Иметь в наличии у себя несколько книг считалось несказанной роскошью. Сейчас практически в каждой семье есть свои небольшие библиотеки. Да и в книжных магазинах полки уставлены различного рода литературой. Кажется, что вроде бы сейчас все доступно —  бери, да читай. Но проблема чтения в нашем обществе стоит очень остро. Именно этой проблеме и была посвящена первая зональная конференция «Вечная повесть временных лет». 

28 ноября на базе МУК «Ртищевская межпоселенческая центральная библиотека» состоялась зональная конференция «Вечная повесть временных лет» (к 900-летию памяти летописца Нестора и летописного свода «Повесть временных лет»). На мероприятии присутствовали: руководитель пресс-службы Балашовской епархии, гл. редактор газеты «Православное слово» священноинок Серафим (Козин), руководитель епархиального Культурно-просветительского центра им. Преосвященного Павла (Вильчинского), кандидат исторических наук Л.М. Кузеванова, благочинный Ртищевского округа священник Василий Васильев, настоятель храма во имя Святителя и Чудотворца Николая иерей Андрей Баран, настоятель храма во имя св. мвч. Екатерины священник Иоанн Бештень, клирики Ртищевского благочиния, заместитель гл. редактора газеты «Православное слово» О.С. Кузина, начальник УСЗН Ртищевского района О.И. Гордина, редактор ртищевской газеты «КИС» Н.В. Скрябина, специалист епархиального информационно-издательского отдела Л.Л. Кузеванова, ответственный секретарь МУП «Редакция ртищевской газеты «Перекресток России»» Ж.Ф. Перова.

На конференции были зачитаны доклады «О проблемах чтения в современном обществе», «Православная журналистика сегодня», «Православные интернет – трансляции».

По окончании состоялась дискуссия между участниками конференции и представителями духовенства.

Данная проблема не оставила никого из присутствующих равнодушными. Общим мнением стало то, что детей к книгам и чтению нужно приучать с самого детства. Тогда молодежь будет читающей. Многие уповали на то, что в школах не дают должного образования, но наша задача состоит в том, чтобы кругозор ребенка не ограничивался школьной программой. Ведь с горем пополам прочитав то, что задали в школе, ребенок забрасывает книгу и с чувством выполненного долга занимается своими делам. А за пределами школьной или институтской программы есть произведения, которые в нее не вошли, но тем не менее тоже несут в себе и нравственный и духовный смысл. Мы мало знаем о современной литературе, а сейчас издается немало достойных произведений.

Также и с церковной литературой. Можно смело сказать, что она сейчас занимает одну из лидирующих позиций. Существует множество православных изданий, которые распространяются не только в храмах. Очень много говорилось о книге архимандрита Тихона (Шевкунова). «Несвятые святые». Она раскрывает церковную, монашескую жизнь простым, живым языком. И таких примеров можно привести очень много.

Велика роль книги в жизни каждого человека от рождения и до зрелого возраста. Необходимо, чтобы каждый человек имел в своей жизни наставника, который бы помог или приучил читать книги. В этом плане очень важна роль Церкви. В воскресных школах детям рассказывают о пользе чтения книг Священного Писания, развивают потребность в чтении. Но не стоит забывать о том, что дети всегда и во всем берут пример со своих родителей, наставников. Наше отношение к печатным изданиям поможет раскрыть значение книги для ребенка.

Источники

1. Нестор Летописец как первый русский энциклопедист. Размышления русского историка Игоря Фроянова к 900-летию «Повести временных лет» //Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия».
URL: http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/02/nestor_letopisec_kak_pervyj_russkij_enciklopedist/

2. Первое марта 1564 г. //Сайт «Симбирский каталог».
URL: http://education.simcat.ru/otrada/museum/18

3. Православный календарь. Преподобный Нестор Летописец //Сайт «Православие.Ru».
URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4600.htm

4. В г. Ртищево прошла первая зональная конференция «Вечная повесть временных лет» //Официальный сайт Балашовской епархии Русской Православной Церкви. – 2013. – 29 ноября. URL: http://www.balashovblag.ru/index.php/news/novosti-eparhii/2828—q-q.html

Оксана Кузина

Изображение картины Елены Доведовой «Древний летописец Нестор» размещено в интернете по адресу:
http://www.crown6.org/publ/75-1-0-4204