Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
5

Множество Своих образов явила на Святой Руси Пречистая Дева, и празднования их словно драгоценное ожерелье покрывает весь церковный год. Но есть дни, в которые мы с особым усердием прославляем Матерь Божию. Одним из таких дней является празднование в честь иконы Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость». Если многие иконы берут свое название от места первого явления, то есть и другая категория, а именно те образа, что имеют особое название, обычно написанное на самой иконе. Само это название говорит о великом предстательстве Пресвятой Богородицы о народе Божием.

Первое упоминание о иконе мы находим в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима (1674-1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый «Всех скорбящих Радость». Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни». Евфимия, узнав, что такая икона, действительно, есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Пресвятой Богородицы — и исцелилась.
К сожалению, в наше время день памяти этого святого образа незаслуженно забыт и в храмах не так уж много богомольцев собирается перед святым образом. Однако нашими предками икона «Всех скорбящих Радость» почиталась наряду с так хорошо известными нам иконами «Владимирская», «Казанская», «Тихвинская»… Но Матерь Божия, для прославление Которой мы выбираем лишь некоторые дни, оказывает нам помощь всегда, во всех наших скорбях являясь Утешительницей.
Уповая на молитву Матери Света о нас, мы молимся Ей, просим духовной помощи и что самое главное, прощение Её Сыном и Богом наших грехов. Здесь опять стоит вспомнить о необычном названии иконы – «Всех скорбящих Радость». Несомненно, что радостью здесь мы называем Саму Богородицу. Так в чем же заключается эта радость? На каждый вопрос, связанный с духовной жизнью ответ нам может дать, кроме Священного Писания, многовековой богослужебный опыт Церкви. В богослужении есть все – и Писание, и мысли святых отцов, облеченные в гимнографию. И вот ответ мы находим, кажется в самом неожиданном отрезке церковного года, а именно в богослужении Лазаревой субботы. Одно из главнейших песнопений этого дня, кондак, начинается следующими словами: «Всех радость Христос, Истина, Свет, Живот (Жизнь) и мира воскресение». В этих словах косвенно заключается наше отношение к Пресвятой Богородице – Она наш путь ко Христу. Наша радость должна быть неразрывно связанна со Христом, или выражаясь языком церковным должна быть «радостью о Христе». И в этом нет ничего удивительного, что говоря о Матери, мы взираем на Её Божественного Сына, так как и само Воплощение, пришествие в мир Спасителя совершилось посредством Девы. Ведь и вправду «одна слава солнцу, другая луне и другая звездам» и луна дает нам свет, только лишь отражая его от большего светила. «Я свет миру!» (Ин. 8; 12) – говорит Господь Иисус Христос и этот свет, Божественную славу, отражает на себе Пресвятая Богородица.
Прославляя Пречистую Богородицу, мы прославляем и Её Сына, нашего Небесного Владыку.

 

иеромонах Серафим (Козин)