Конец лета ознаменован многими церковными праздниками. Вместе с летним периодом оканчивается и церковный год, который вновь начнется в сентябре. В конце каждого церковного года празднуется Успение Пресвятой Богородицы. Именно празднуется, потому что православному сознанию глубоко чуждо чувство уныния и безутешной скорби по умершему человеку.
Успение — один из немногих праздников, посвященных Божией Матери. Священное Писание лишь немного приоткрывает тайну Её жизни. Устные предания, бережно хранящиеся в Церкви, говорят о последних днях Девы Марии, о том, что Она приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. В одно из таких посещений, за три дня до успения, Матери Божией явился Архангел Гавриил — тот самый, который благовестил Ей о зачатии от Духа Святого. Теперь Архангел был вестником не менее радостного для Девы события — Её кончины. Живя вместе с апостолом Иоанном Богословом, Богородица сообщила ему о долгожданной вести. По молитве Богоматери, готовящейся к встрече в вечности со Своим Сыном, Господь собрал апостолов в Иерусалиме для того, чтобы Его Мать могла увидеть дорогих Её сердцу людей и дать им последнее наставление. Собранные из разных стран апостолы стали свидетелями праведной кончины Матери Света и желали хоть чем-то послужить Слуге Христовой. Возлежа на одре, Мария ожидала скорой встречи со Христом, и вот помещение осиял яркий свет и с неба сошел Христос, окруженный множеством ангелов. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Бога и Сына.
В современном мире смерть воспринимается как нечто страшное и неизвестное. Говорить о смерти не принято, а когда умирает бабушка или дедушка, то детей стараются всячески оградить от последней встречи с ними. От чего возникает подобное отношение к моменту разлучения души и тела? И почему нет даже и тени скорби в воспоминании о смерти Пресвятой Богородицы? Ответ можно найти непосредственно в богослужении, в гимнографическом наследии святых отцов. В первую очередь нужно вспомнить тропарь праздника, который указывает на участие Богоотроковицы в деле спасения Христом всего человечества. Само спасение как бы укладывается в рамки земной жизни Матери Божией: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Сохранившая девство при Рождении Спасителя мира переходит сегодня к Подающему жизнь, переходит в жизнь вечную со Своим Сыном и Богом. В этом небольшом, но очень важном песнопении можно увидеть совмещение, казалось бы, несовместимого — рождения и смерти, девства и рождества, перехода в жизнь вечную и попечения о нашем мире.
Этот переход осуществляется каждым человеком независимо от его вероисповедания или полного неверия. Ни социальное происхождение, ни пол, ни возраст не являются причиной, по которой человек не будет совершать своего путешествия к Богу. Но пример Божией Матери говорит нам о том, что этого путешествия не только не надо бояться, более того, его следует ожидать как самого главного события нашей жизни! В Православной Церкви день памяти святого обычно совпадает с днем его кончины. Впервые такие празднования были установлены в честь мучеников. Впервые три века христианства, в эпоху жестоких гонений на верующих во Христа, люди не только не боялись смерти, часто предваряемой жестокими пытками и мучениями. Они горячо желали мученичества, веруя, что за порогом вечности они встретят Христа и удостоятся вечной блаженной жизни с Ним. Даже самый главный праздник — Пасха — есть, по сути, воспоминание смерти и Воскресении Спасителя. Не случайно поэтому Успение Богоматери часто называют Богородичной Пасхой. Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения — все это напоминает Праздник праздников. И все это после продолжительного поста, который по уставу почти такой же строгий, как и Великий.
Встреча с Богом есть тот момент, к которому стремится христианская душа. Но желание этой встречи полностью зависит от образа жизни человека. Жизнь Пречистой Девы ясно показывает всем нам, что только чистой души человек не боится предстать пред Богом. Бог видит жизнь каждого человека. Именно поэтому человек и боится предстать пред своим Творцом, боится не соответствовать замыслу Бога о нем. Но этот страх совершенно растворяется в любви, которую обращает человек к Богу.
По какой же причине человек любит Бога? Опять наш взор устремлен на Божию Матерь — Она воплощение идеала человеческой любви к Богу. Её любовь тиха и в тоже время величественна, она сокрыта от мира, но вместе с этим освящает мир. Полюбить Бога можно лишь познав Его. Кто познал Бога, тому не только возможно любить Его, ему просто невозможно Его не любить. Именно об этом говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Первом соборном послании: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Иоан. 4:18).
Празднуя Успение Пресвятой Богородицы, мы радуемся не только о Ней, но не в меньшей степени и о себе самих, потому что в Своем Успении Она не просто не оставляет мир, но спасает нас от смерти, указывая путь ко Христу. В Пречистой Деве мы видим красоту девства, образец великой мудрости и совершенства. Она явилась идеалом обоженного человека, к воплощению которого должны стремиться все мы. Вспоминая Богородицу в начале и конце богослужебного года, мы не забываем, что Она вместе со Своим Сыном проходит путь к Голгофе, который начинается от самых яслей, в которые был положен Христос. Сегодняшний день призван показать всю любовь Бога, обращенную к нам. И если мы вспомним самое начало проявления этой любви,отраженное в праздничных днях Православной Церкви, то оно будет вновь связано с Божией Матерью. Премудро устроенное чередование праздников приводит нас к живому переживанию священных событий, совершенных для нашего спасения, избавления от ига греха и его последствий — страстности, тленности, смертности. И если Рождество Пресвятой Богородицы было началом этого «Божия о нас смотрения», то в Успении Её мы видим уже исполнение Промысла Божия о человеке — его спасение.
Иеромонах Серафим (Козин)