В православной семье, естественно, пытаются вырастить свое чадо настоящим христианином. Но почему эти дети, слегка повзрослев, нередко уходят из храма? Какие ошибки воспитания могут оттолкнуть ребенка от Церкви?
– Значит, так: пока ты не вымоешь посуду и не погладишь белье, гулять не пойдешь! – мама с упреком смотрит на дочь, которая торопливо закинула домой ранец после школы и уже намеревается бежать к подруге.
– Сначала уроки – потом мультик! – папа первоклассника, пряча пульт от телевизора, решительно берется проверять, что задано малышу.
– Устал? От чего ты там устал? Мы тоже весь день работали – и ничего! Кто за нас это будет делать? Собирайся – идем картошку копать, — родители категорично напоминают сыну, что тот обязан им помогать с огородом без всяких отговорок.
Это все типичные диалоги нашего детства. Как воспитывали нас родители? Интуитивно. Стараясь найти баланс между строгостью и баловством. У кого-то получалось, у кого-то – нет. Одних из нас пугали папиным ремнем, других просто призывали слушать голос совести. Кого-то от души нахваливали, других поощряли только скупым кивком головы. У каждого родителя было свое понимание, как из этого карапуза вырастить нормального человека.
И сейчас, когда мы уже выросли, ситуация не сильно изменилась, хотя на сегодняшний день каких только методик воспитания не изобретено! Написаны тысячи книг, сняты сотни передач с «экспертными» мнениями, а результат? Да тот же самый – по сути, все то же интуитивное воспитание в надежде вырастить… кого? Нормального человека, конечно же! Вежливого, талантливого, трудолюбивого, предприимчивого, успешного, благодарного своим родителям и так далее. Это идеалы, меж тем, обычной светской семьи. А вот у людей православных ко всем положительным качествам прибавляется еще одно, точнее, самое главное: малыш должен вырасти верующим человеком. По-настоящему верующим. И вот чтобы воспитать из любимого чада православного христианина родители начинают прикладывать недюжинные к тому старания: отдают ребенка в воскресную школу, еженедельно приводят в храм, контролируют, чтобы чадо не забывало молиться, читать душеспасительную литературу и не тратило время на всякие пустяки или неполезные игры. Итог?
Ну, мы его видим в храме. Выпустившись из воскресной школы, поступив в университет и дорвавшись вожделенной свободы, вчерашние «ангелочки», которые вызывали умиление у церковных бабушек, стоя на исповеди или подходя ко причастию, сегодня как будто напрочь забывают все, чему их учили. Вперед, во все тяжкие! Да, определенные границы у них все равно остаются – посеянное семя совсем не пропадает, но в храм, в лучшем случае, они вернутся через несколько лет – когда Господь через обильные скорби напомнит о Себе. Почему так происходит? Переходный возраст – да, влияние сверстников – не спорю, но… не передать, сколько усилий мы сами прилагаем для того, чтобы ребенок потом от всего церковного бежал, как от огня.
Первая проблема — мы силой, в обязательно-принудительном порядке пытаемся «слепить» из малыша «настоящего христианина». Ведь мы же знаем, как правильно жить! Знаем? А как же, скажете вы. Например, ребенка надо приучать молиться и не пропускать воскресные службы. Устал в школе за неделю? А я на работе что, дурака валял? А в Писании сказано – седьмой день Господу Богу. Так что будь любезен – на Литургию, а затем в воскресную школу. Какие тебе карандаши и игрушки в храме? Ты молиться пришел или что? И не бегай! Да постой же ты спокойно! Не шуми! И в кого ты такой растешь?
Но молитва – это Тайна, это сакральные отношения между Богом и человеком, а мы своим давлением не то что не помогаем их выстраивать – нет, рушим окончательно. Бесповоротно разрушаем хрупкую связь между душой ребенка и Горним миром.
И стоят потом эти детишки у аналоя с тоской в глазах и говорят батюшке на исповеди, что достала их уже эта воскресная школа и не верят они «ни в какого вашего Бога». И ведь они правы в своем неверии. Они не верят в «нашего Бога», то есть, в тот образ Бога, который создали для них родители – эдакую Карающую Длань, которая только и ждет, чтобы наказать за малейшую провинность. А с Живым, настоящим Богом они оказываются и не знакомы, по-настоящему ничего про Него не знают. Только слышат, что Он есть Любовь и что Он даровал нам свободу воли. А какая там свобода и любовь, если мама с папой его, практически, в духовные тиски запихали? Конечно, непонимание ТАКОГО Православия с годами только растет. И потом, когда ребенок достигает определенного возраста, он просто разрывает эти духовные клешни единственным доступным ему на тот момент способом: уходя из храма и не веря уже никому и ничему. Пока Господь через много лет не постучит к нему снова: «Давай знакомиться заново? Ведь ты ничего про Меня не знаешь, Я не такой».
Получается такой парадокс: детям, выросшим в светской среде, узнать Бога, услышать Его призыв и потом выстроить с Ним отношения проще, чем тем, кого с пеленок вроде бы этому учили.
А бывает в семьях другая проблема, и дело опять-таки в родителях. Нет, в этом случае они не суровы, не мучают ребенка чрезмерно постами и не заставляют вычитывать десятками акафисты. Нет. Просто, они и сами, в принципе, не часто постятся, да и ко Причастию и исповеди каждые выходные не приступают. А живут – ну, как обычно, как им удобно, как все. Но детям стараются самое лучшее привить – конечно, как же без этого?
Есть такая избитая, но не потерявшая актуальности английская пословица: «Не воспитывай детей, они всё равно будут похожи на тебя. Воспитывай себя». И в этом соль. До определенного возраста малыши верят нам на слово. Сказал папа, что так хорошо, а так плохо – аминь. Так поступать можно, а так делать категорически нельзя – понятно. Но чуть только они подрастут, как наших слов уже будет катастрофически недоставать. Дети ведь очень чувствуют фальшь, им важна искренность, честность. И если они видят, что родители говорят одно, а поступают совсем по-другому, то их слова в глазах ребенка моментально потеряют вес и ценность.
Конечно, удобно требовать, спрашивать с чада и никак при этом не меняться самому. Но проверено: этот вариант неработает. Если вы учите ребенка быть честным, а сами «по мелочи», «во благо» обманываете супруга, то не удивляйтесь, что потом и малыш наотрез откажется сознаваться в плохой отметке и свалит на кота вину за разбитую любимую мамину кружку. Все просто: он начал подражать вашим поступкам, а не словам. Вы ведете его ко Причастию, а сами остаетесь в стороне? Ну, через некоторое время он тоже откажется от Чаши и спросит: «Почему мне надо к ней идти, а тебе нет?» Вы учите не осуждать школьную учительницу и при этом костерите коллегу по работе – грош цена вашим усилиям.
Подводя итог, что сказать? Нет, я не знаю, как правильно воспитывать детей, у меня нет волшебной инструкции, но тогда, спросите, к чему вообще была эта статья?
К тому, что не так давно был совершен в нашем храме молебен перед началом нового учебного года. На приходе аж звенело от обилия детских голосов. Вот совсем крохи играют с цветами, вот стоят ребята чуть постарше, вот пара школьников явно из старших классов, а потом – провал. И куда делось еще целое поколение между семнадцатью и тридцатью? Мы сетуем на воскресную школу – что «учителя не учат по-настоящему Православию», ругаемся, что «это все светская школа – моего сына именно одноклассники с пути истинного сбили!», и забываем, что главное воспитание происходит в семье. Мы часто ищем удобные лично нам варианты воспитания, которые позволяют много требовать с ребенка, но никак не затрагивают нас самих. Но это с наших поступков дети берут пример, и это наше тотальное ограничение их свободы не дает им потом всей душой поверить в Божию к ним любовь, так давайте начнем не с детей – давайте начнем с себя!