Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
3055

3055Смысл установления Святой Четыредесятницы заключается в том, чтобы предочистить себя постом, покаянием и сугубой молитвой, подготовиться к духовному переживанию святых страстей и Светлого Христого Воскресения. Вообще пост является изначальным установлением Божиим. Заповедь, данная Адаму в раю, была и заповедью поста. Постились и в Ветхом Завете, постился Господь наш Иисус Христос, постились апостолы. Другое дело, что форма предпасхального поста была разной. Есть свидетельства, что иногда предпасхальный пост продолжался не 40 дней, как теперь, а 40 часов, но состоял в полном воздержании от пищи и пития, что весьма сурово. Были и другие формы соблюдения поста.

Интересно, что в настоящее время произошла некая аберрация зрения. Если спросить у церковного человека, что такое пост (пищевой), он ответит, что это, прежде всего, воздержание от скоромной пищи – мясной, молочной, а при строгом посте и рыбной. В древности пост понимали немного иначе: решающее значение придавалось не столько количеству пищи и даже не качеству ее, а частоте вкушения. Постным днем назывался день, когда пищу вкушали единожды в сутки, причем под вечер.
Между прочим, отголоски этого имеются в Типиконе: в Рождественский и Крещенский сочельник, если он выпадает в субботний или воскресный день, говорится: «поста несть», однако запрещается вкушение даже рыбы (разрешается только вино и елей). Как это понимать: поста нет, а запрещено даже рыбу вкушать? А вот как: при условии совпадения рождественского или крещенского сочельника с субботой или воскресеньем пищу разрешается вкушать дважды в день, а если он попадает на будни, то пища вкушается только единожды. Тогда-то и говорится, что пост есть.
Есть свидетельства о том, что в древности христиане во время поста (по крайней мере, в некоторых местностях) вкушали пищу произвольно (включая мясную), но единожды в день. Это соблюдалось неукоснительно. В современной же практике –наоборот. Современный устав, безусловно, запрещает скоромную пищу (т. е. получаемую от теплокровных животных).
Некоторое промежуточное положение занимает рыбная пища. Иногда спрашивают: почему рыба считается относительно постным продуктом по сравнению, скажем, с молоком, для получения которого никого убивать не нужно? Понятно, что, кроме добродушной улыбки, у христианина иной реакции на этот вопрос быть не может, но необходимо дать сколько-нибудь удовлетворительный ответ на этот вопрос. Он достаточно прост. Вспомним, что было сказано Адаму по изгнании его из рая: «Проклята за тебя земля». Но не сказано о проклятии вод. Так что всякая пища, получаемая от вод, в некотором смысле более чиста. Так она воспринималась и ветхозаветным сознанием. И еще одна причина. Всемирный потоп не истребил водных животных. Так что если вся скоромная пища происходит от тех животных, которых Ной взял в ковчег, то рыбная пища и все, что получается от водных животных, не прерывалось от творения мира.
О важности соблюдения поста Святой Четыредесятницы говорит 69-е правило свв. апостолов: «Аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец четыредесять дней Великий Пост не постится, да извержен будет. Аще же мирский человек не постится, да отлучится».
Свт. Климент Римский писал так: «После праздника Богоявления Господня нам надлежит соблюдать пост Четыредесятницы, который служит воспоминанием жизни Христовой и закону». Известный византийский канонист Матфей Власарь так толкует 69-е апостольское правило: «69 правило апостольское повелевает верным 40 дней пред Св. Пасхою проводить в посте и воздержании со всяким тщанием, приводя на память те дни, в которые Господь, укрепившись постом, как человек победил нашего противника». То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней.
Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличается первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров –сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня –овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник или четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода.
Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона).
Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина).
Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей.
Hа Страстной седмице: понедельник, вторник и среда –сухоядение; Великий Четверток –по некоторым уставам сухоядение, по другим –елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением. Великий Пяток –совершенный пост; Великая Суббота –сухоядение, но разрешается вкушение вина «труда ради бденнаго», что закреплено литургически в том, что по отпусте Великой Субботы совершается чин благословения вина и хлеба, но без елея, потому что в этот день устав о трапезе разрешает вино, но запрещает елей. Вино мыслится как пища более постная, нежели елей. Вино, подразумеваемое уставом, есть средство отнюдь не опьяняющее, а укрепляющее. Чистое некрепленое виноградное вино с водой (а иначе в те времена, когда редактировался устав, не пили) укрепляет силы человека и назначается в те дни, когда совершается полная Литургия, всенощное бдение и т.д. Между прочим, у святых отцов нигде не говорится о грехе пьянства как о грехе, отдельном от чревоугодия. Пьянство всегда рассматривалось исключительно как сопуствующее обжорству. В современном мире, по крайней мере в России, это не так. Пьянство выделилось в самостоятельный грех, с обжорством никак не связанный.
К сожалению, каждый народ в каждую эпоху имеет те или иные свои пороки. Если говорить о России, то это пьянство, а в Византии были распространены несколько иные телесные грехи, которые в России особенного распространения не имели. Кстати говоря, в римских войсках под страхом сурового наказания (а в военное время под страхом смерти) было запрещено пить воду без вина, не закрашенную вином, потому что виноградное вино обладает дезинфицирующими свойствами. Это хорошо знали древние, которые ввели такое запрещение во избежание эпидемий.
В субботу и воскресенье Великого Поста разрешается вкушение черепокожных –водных животных, не имеющих крови (в наших условиях это раки, крабы).
Вопрос: как поститься в Крестопоклонную неделю? Почему сейчас ее выделяют в смысле строгости? Ответ: Я не сказал об этом по той причине, что в Крестопоклонную неделю мы постимся точно так же, как и в прочие седмицы, кроме первой и Страстной. Другой вопрос, почему в прочие седмицы, кроме первой и Крестопоклонной, почему-то благословляют ослаблять пост. Hо об этом надо спросить тех, кто благословляет так делать. Вообще-то устав никак не выделяет Крестопоклонную седмицу как особо постную. Говорится только, что в среду и пяток Крестопоклонной седмицы, когда совершается поклонение Кресту на 1-м Часе, не подобает разрешать елей и вино, «занеже дни покаяния паче нежели радости есть». То есть существует указание, что не надо ослаблять пост в эту седмицу, но пост, вообще говоря, не является более строгим, чем в прочие седмицы.
Вопрос: можно ли пить пиво в пост и какое вино можно пить в пост в наше время? Ответ: устав разрешает пить пиво в те же дни, когда разрешается вино. Указание такое: «Идеже несть вина, пием пиво». Поскольку в России винограда не было и невозможно было достать виноградное вино, которое экономилось для церковных чинов, то в качестве праздничного напитка допускается и благословляется пиво. Наиболее соответствующим вином является какое-либо сухое или полусухое некрепленое виноградное или самодельное домашнее вино. Hо все-таки под вином подразумевался напиток от плода лозного – виноградное вино, а все остальное относилось к разряду сикера (в Ветхом Завете – опьяняющий напиток, но не от виноградной лозы, грубо говоря, брага. Отгонка спирта из вина была изобретена арабскими алхимиками только в X веке.
Св. Четыредесятница есть наша десятина, отданная Богу. Древнее установление –десятую часть всех доходов отдавать Церкви. В наше время это не очень соблюдается и сохранилось неукоснительно только у старообрядцев. Как быть человеку, который ничего не имеет за душой? Чем он может угодить Богу? Он может это сделать, отдав десятую часть самой жизни. Она-то и проводится в строгом посте и сугубой молитве.
Прп. Ефрем Сирин писал: «В законе Господь повелел сыновом Израилевым да на коеждо лето одесятствовать вся, елико аще притяжут». И делая это, они благословенны были во всех делах своих. Зная это, святые апостолы заблагорассудили на помощь и благодеяния душам нашим передать нам нечто большее и высочайшее, то есть отделить десятую часть жизни нашей и посвятить ее Богу, дабы мы благословлены были в делах наших и очищали грехи свои, сделанные в течение каждого года. Посему они положили от 365 дней года освятить эти семь недель и таким образом отделили их. Святые отцы после рассудили прибавить к ним еще одну неделю –сырную, отчасти для того, чтобы в ней научиться и как бы приготовиться нам к трудам поста, а отчасти и почитая число постных дней, которыми постился Господь наш, ибо из восьми недель, с исключением суббот и недель, составится число 40, не считая здесь и поста Святой Великой Субботы, которая отдельно почитается как самая священная и одна постная из всех суббот в году. А в семи неделях, кроме суббот и недель, 35 дней. Приложивши пост Святой Великой Субботы и половину светлой светоносной ночи, получим 36 дней и полдня, что и составим десятую часть 365 дней года…»

Святитель Афанасий Ковровский
По книге «Настроение верующей души по Триоди постной»