Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

13 августа, в день блаженной кончины первой настоятельницы Покровского женского монастыря игумении Марии (Мандрыки), в Преображенском храме возрожденной Покровской обители совершена Божественная литургия и панихида по приснопамятной игумении Марии.

Богослужение совершил Преосвященнейший Тарасий, епископ Балашовский и Ртищевский.

Покровская женская обитель в Балашове с 18 октября 1884 года и до её ликвидации советской властью 23 апреля 1919 года возглавлялась настоятельницей игуменией Марией.

В миру Екатерина Захаровна Мандрыка родилась в 1841 году в семье есаула Оренбургского казачьего войска Захара Николаевича Мандрыки, который принадлежал к старинному украинскому казачьему роду. Её мать, Екатерина Рокасовская, принадлежала к одному из старинных родов польской шляхты. З. Н. Мандрыка умер в 1844 году, оставив вдову и единственную дочь.

При содействии деда, Николая Яковлевича Мандрыки, Екатерина была определена в Казанский Родионовский институт в 1851 году, когда ей исполнилось 9 лет, а через шесть лет, то есть в 1857 году, успешно окончила его. Но мирской жизни предпочла служение Богу.

23 сентября 1861 г. поступила послушницей в Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь Казанской епархии.

С 1864 года — рясофорная послушница Казанско-Богородицкого монастыря. В эту обитель она была определена по ходатайству предводителя Казанского дворянства и служила там 20 лет, из которых 18 лет руководила живописной мастерской и служила учительницей в рукодельной школе . За это время при её непосредственном участии были написаны десятки великолепных икон.

Монашеский постриг Екатерина приняла 2 декабря 1882 года с именем Мария. На 44-м году жизни, по рекомендации епископа Саратовского и Царицынского Павла направлена в Балашов на освободившуюся вакансию. Указом Св. Синода от 12 февраля 1885 г., за № 526, по ходатайству Преосвященного, Павла Епископа Саратовского и Царицынского, монахиня Мария была удостоена сана игуменьи, с утверждением, на основании циркулярного указа от 20 марта 1862 года, в должности настоятельницы упомянутой обители.

Вовсе не случайно, что первым начинанием монахини Марии в качестве настоятельницы Балашовского Покровского монастыря стало основание живописной школы, которая, по её словам, была «весьма желательна как балашовским, так и окрестным жителям» . Зная матерь Марию как превосходную художницу, епископ Павел благословил это начинание и в одном из своих отчётов Св. Синоду свидетельствовал: «Названной настоятельнице принадлежит <…> открытие при монастыре церковно-живописной школы по образцу её же трудами заведённой подобной школы при женском монастыре в Казани».

Стараниями игуменьи Марии Покровская обитель Балашова стала образцовым женским монастырём. Территория обители постоянно увеличивалась за счет приобретения новых угодий, строились здания различного хозяйственного назначения, в том числе Покровский собор.

Монастырь имел мельницу, кирпичный завод, ферму, пасеку, различные мастерские. Насельницы не только трудились сами, но и обучали детей живописи, рукоделию, вязанию, огородничеству.

В последующие годы, несмотря на все трудности и сложности как в жизни монастыря, так и страны в целом (особенно с началом Первой мировой войны), балашовская обитель продолжала расти и развиваться.

По количеству насельниц она намного превосходила все женские монастыри Саратовской епархии, несколько уступая в этом отношении лишь Крестовоздвиженскому монастырю в Саратове. Одним из главных занятий по-прежнему было хлебопашество, но поскольку собственные земельные угодья сократились, монастырь стал регулярно прибегать к аренде, в разные годы арендные участки составляли от 80 до 200 десятин. В годы недорода и при других чрезвычайных ситуациях для особо нуждавшихся устраивалась бесплатная столовая, а для прибывавших в монастырь пилигримов был построен странноприимный дом, ежегодно отпускалось бесплатных обедов от 100 до 1500. В школе и приюте увеличилось число учащихся и призреваемых детей – до 106 и 33 соответственно. Открылась больница, обслуживавшая в течение года до 50 человек, а во время разразившейся войны монастырь стал надежным прибежищем для многочисленных беженцев из западных районов Российской империи и одновременно одним из лазаретов для раненых воинов.

К 1918 году при всех монастырских церквах имелось около 138 десятин земли, а капитал, находившийся в различных кредитных учреждениях, возрос за десятилетие почти на три тысячи рублей и составил 42190 рублей. В Балашове в ведение монастыря перешел деревянный дом, пожертвованный вдовой Гузеевой, а на городской Базарной площади была сооружена часовня. В самой же обители в специально оборудованном флигеле появилась плотническая мастерская. В Петербурге в 1915 году открылось монастырское подворье, землю вместе с находившимся на ней каменным двухэтажным флигелем пожертвовал коллежский асессор Д. Н. Новиков. Здесь сразу же была устроена временная церковь, а некоторое время спустя инженер В. Л. Максимов выстроил деревянную часовню, а в Царицынском отделении монастыря была устроена домовая церковь во имя святителя Иоасафа, Белгородского чудотворца, освященная 15 октября 1916 года. Всего же в Балашовском женском монастыре, со всеми его отделениями, к 1918 году постоянно проживало 90 монахинь, 264 послушницы (в городе Балашове было 72 монахини и 156 послушниц) и 33 воспитанницы детского приюта.

Революционное лихолетье властно вмешалось в духовную и хозяйственную жизнь. В течение 1918-1919 годов монастырь фактически был ликвидирован. Его имущество формально поделили 9-я армия, Рязано-Уральская железная дорога и уездный Отдел народного образования.

В целях выживания в таких условиях монастырям необходимо было найти новую форму существования. Ненадолго она была найдена. Это — «монастырские артели и коммуны».

Постановлением исполкома от 21 апреля 1919 года была создана Покровская трудовая артель, которую возглавила «художница» Мария Захаровна Мандрыка. В данном хозяйстве числились 204 труженицы.

Неизвестно, сколько бы просуществовала эта артель, но 13 августа 1920 года игуменья Мария скончалась от рака печени на 79 году жизни.

После кончины настоятельницы трудовая артель стала подвергаться гонениям со стороны властей и вскоре перестала существовать.

В октябре 2013 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в Балашове была возрождена Покровская женская община. Это лучшая память об усопшей сто лет назад труженице на ниве Божией игумении Марии.

Г.М. Платонов, кандидат исторических наук, доцент.