Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
vladyka03

Untitled document

vladyka03

Во свете Твоем, Владыко, узрим свет, Человеколюбче: 
воскресл бо еси из мертвых, спасение роду человеческому даруя, 
да Тя вся тварь славословит, Единого безгрешного: помилуй нас 
(стихира на Хвалитех, глас 3, 
во вторник Светлой седмицы)

Возлюбленные о Господе дорогие отцы, всечестные иноки и инокини, боголюбивые миряне, братия и сестры!

Вновь даровано нам Господом счастье встретить великое таинственное утро Христова Воскресения и приветствовать друг друга святыми словами:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Ночь прошла, а день приблизился (Рим. 13, 12). День спасения нашего приблизила самая короткая, самая долгожданная, самая светозарная ночь в году, когда все богослужение Святой Церкви становится торжественным гимном спасительному Христову Воскресению, когда неудержимая и животворная радость наполняет человеческое сердце.

Ничто в жизни человека, какой бы благополучной она ни была, даже в самые счастливые ее моменты, не может сравниться с Пасхальным ликованием, благодатной радостью Воскресения. И сама земная жизнь, прекраснейший дар Божий, которую человек любит безмерно, считает своей высшей ценностью,— разве имела бы она такое значение и смысл, если бы всё неизбежно завершалось смертью, небытием, тлением? Воскресение Христово, которое мы ощущаем сегодня как самую неопровержимую реальность, придает нашей жизни подлинную красоту и полноту, увенчивает ее бессмертием.

Воистину из гроба нам возсияла Жизнь — «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало».

Совсем недавно, в дни Страстной седмицы, участвуя в богослужении Церкви, мы старались следовать за нашим Спасителем: стали свидетелями воскрешения Им Лазаря, встречали Его с ветвями ваий. В Великий Четверг Он соделал нас причастниками Своей Тайной вечери, показал нам Свое Божественное смирение, умыв ноги Своим ученикам. Мы следовали по мере своих слабых человеческих сил по Крестному пути, в сердечном сокрушении видели непостижимое Божественное истощание Творца мира — ради нас, ради нашего спасения принятые Им вольное страдание и Крестную смерть.

Грозные знамения были явлены в момент смерти Господа: померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине (Лк. 23, 45), и земля потряслась; и камни расселись (Мф. 27, 51). У кого-то это вызвало смертельный ужас, у кого-то — робкую надежду. С какими разными чувствами встречали люди это утро почти два тысячелетия назад! Иудейские первосвященники в безумии своего богоотступничества требовали приставить стражу ко гробу — как будто это могло помешать Творцу вселенной проявить Свое Божественное всесилие! Святые жены-мироносицы готовились послужить своему Учителю — с любовью, но, по земному мудрованию, как обычному умершему человеку. Святые ученики и апостолы с надеждой, но в страхе и трепете ждали исполнения обетования, еще не понимая до конца, что такое Воскресение и что оно значит для каждого человека…

Напряженным торжественным ожиданием в преддверии Пасхи, кажется, пронизаны небо и земля. С трепетом переживаем это удивительное чувство все мы — верующие люди, собравшиеся в храмах, как у гроба Господня, в ожидании, когда будет отвален камень и ликующее Ангельское благовестие — Его нет здесь: Он воскрес (Лк. 24, 6) — низведет небо на землю, осветит ум и сердце, исцелит все болезни и скорби, введет в радость нашего Господа: «Трапеза исполнена… Все насладитесь пира веры; все восприимите богатство благости».

Почему так радуемся мы празднику праздников? Потому что каждый из нас уже в этой жизни, хоть в небольшой мере, получает достоверный опыт воскресения — воскресения собственной души. Человек — разумное, мыслящее, богоподобное по своей природе, любимое творение Божие. Самое важное в его жизни — процесс познания им Бога и самого себя. Он не может не задавать себе вопросы: какой смысл в земной жизни, если человек смертен? Как может он исчезнуть бесследно? В душе человека, как бы ни убеждали его, что души нет, и единственное, что ему нужно,— удовлетворять потребности тела,?— живет жажда совершенного бытия, истины, любви, и он находит все это только в Евангелии. Даже если он стремится заглушить голос своей совести (закона Божия, написанного в его сердце) — этот голос обличает его. Болит душа, израненная грехом, ощущая пустоту жизни без Бога. Такое состояние человека очень точно описано в Священном Писании: ты носишь имя, будто жив, но ты мертв(Откр. 3, 1). Но когда человек в сознании своей немощи, невозможности жить без Бога, наконец, приходит к Нему, зовет Его всем сердцем, Господь Сам выходит навстречу и исцеляет человека, всю его природу. Покаяние, перемена ума и исцеление души становятся для нас уверением в будущем всеобщем воскресении и в вечной жизни; светлая Пасха — днем, когда каждый заново переживает это чувство, потому что в Пасхальные дни мир преисполнен благодати и милости Божией. И только от нас зависит, сохраним ли мы это чувство — благодарности к Богу, сыновней любви, будем ли мы верными Ему на деле, исполняя в своей жизни Его святую волю.

Дорогие, возлюбленные братия и сестры! Позади время Великого поста, которое для всех нас является временем покаянного труда, отказа от многих, услаждающих нашу жизнь, развлечений и удовольствий. По Промыслу Божию, все устраивающему к нашему благу, пост часто становится для многих периодом особых искушений и испытаний. Это было время, нелегкое и для всей нашей Церкви: кощунство в Храме Христа Спасителя, небывалый поток лжи, клеветы, поношения, напомнивший, что не так далеко отстоят от нас времена богоборчества и гонений на веру, что непреложно сбываются слова Спасителя: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33).

Мы вообще живем в лукавое время, когда зло представляется добром, когда якобы для блага человека — ради удобства его жизни, защиты свободы и толерантности — разрушаются самые важные основы человеческого бытия, когда порок превозносится, а христианские добродетели высмеиваются как устаревшие и непонятные. Однако быть верующим, быть христианином, на деле исполнять заповеди всегда было непросто. Вспомним слова святителя Игнатия (Брянчанинова), что нашему времени не дано других подвигов, кроме терпения скорбей. И мы должны терпеть, переносить всё, что происходит в нашей жизни, спокойно и с достоинством. Но будем помнить и о том, как часто Господь обращался к своим ученикам со словами: радуйтесь! не бойтесь! Мир вам… Наш Господь и Спаситель преподал Божественное благословение Своей Церкви, уверяя Своих учеников, всех нас в том, что пребудет в ней до последнего дня бытия мира: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20).

Всех нас безмерно любит Господь, всех призывает к Себе, и даже неверующие люди, сегодня равнодушные или враждебные к Церкви, у которых, по выражению апостола Павла, бог века сего ослепил умы (2 Кор. 4, 4), завтра могут стать такими же, как апостол — воскреснуть душой, стать искренними и ревностными христианами. За всех нас пострадал Господь, всем открыл путь к вечной жизни и богоподобному достоинству.

Еще раз, дорогие отцы, братия и сестры, поздравляю вас с великим и спасительным днем Пасхи Господней! Желаю, чтобы свет Воскресения Христова осветил всю вашу жизнь, стал той творческой силой, которая помогает человеку трудиться над своей душой, над своим сердцем, всегда избирая доброе, преображая свою жизнь и вместе с тем — весь окружающий мир. Все у вас да будет с любовью (1 Кор. 16, 14) — служите друг другу, относитесь ко всем людям как к своим ближним, забота о которых поручена нам Самим Богом.

Желаю вам от воскресшего Господа и Спасителя нашего милости, помощи, душевного и телесного здравия. Да сподобит Он нас в земной жизни восприять то богатство благодати, которое подает нам Своим Воскресением, и наследовать жизнь вечную.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Смиренный Лонгин, 
Божией милостью 
Митрополит Саратовский и Вольский. 
Саратов, 2012 г.