Страстная седмица насыщена богослужебными особенностями и воспоминаниями, установленными для более глубокого переживаниянами последних дней земной жизни Спасителя. Так, например, в первые три дня наутрене по пении Аллилуйя трижды поется тропарь «Се Жених грядет в полунощи», который приготовляет наши сердца к пришествию Воскресшего Господа. Также ипение светильна «Чертог Твой вижду» по исполнении трипеснца на утрене говорит нам о необходимости духовного очищения в преддверии светлых дней, без чего невозможно исполниться пасхальной радости, так как невозможно праздновать освобождение от грехов, ощущая их тяжесть на себе. В три первых дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров, чем подчеркивается значимость дней.
Каждый из дней Страстной седмицы посвящен воспоминанию событий, случившихся в Иерусалиме после Входа в него Христа Спасителя. Великий Понедельник посвящен воспоминанию проклятия и иссушения бесплодной смоковницы (что было сделано для обличения лицемерия фарисеев, имеющих только вид благочестия, но не приносящих духовных плодов) и указывает нам на необходимость добрых дел, без которых «вера мертва» (Иак. 2,17). Вспоминается в богослужении также история Иосифа Прекрасного, проданного в рабство своими братьями из зависти иставшего ярчайшим прообразом Страдавшего и Воскресшего Христа.
Великий Вторник посвящен воспоминаниям разного рода событий, среди которых и обличение Господом книжников и фарисеев, и Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.
Великая Среда ознаменована приготовлением Спасителя напогребение через помазание миром Его ног женой-грешницей, а также решением Иуды предать своего Учителя, оценив Его в 30 сребренников.
Великий Четверг приближает нас к страданиям Христовым,так как именно в этот день воспоминается установление таинства Евхаристии, умовениеног ученикам, Гефсиманская молитва и предательство Иуды.
Богослужение Великого Пятка буквально делает нас свидетелями распятия и смерти Спасителя, что выражается в первую очередь в чтении двенадцати страстных евангелий на утрене и в выносе Плащаницы навечерне. Кроме этого, на малом повечерии, у плащаницы, читается канон «На плач Богородицы». В основе текста канона лежит поэма преподобного Романа Сладкопевца «Мария у Креста». Поэма изображает, что Божия Матерь «подавлена горем настолько, что не может владеть Своими мыслями. Светлые воспоминания о прошлом, о том, что Она пережила как Мать вместе с Сыном, перемешиваются с мыслью обужасе предстоящих Ему страданий».
Великая Суббота посвящена воспоминанию погребения Господа Иисуса и пребывания Его «во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником». Литургия Великой Субботы соединяется с вечерней, закоторой поются воскресные стихиры первого гласа, а также читаются пятнадцать паремий, повествующих о тех главных пророчествах и прообразах, которые указываютна воскресение Христа Спасителя. Кроме этого, чтение такого количества паремий обусловлено и чисто практической задачей — дать предстоятелю необходимое времядля крещения оглашенных, которое в древности совершалось в том числе и в Великую Субботу, на что указывает пение «Елицы» вместо Трисвятого и белый цвет облачений. Богослужение Великой Субботы наполнено ожиданием воскресения, о чемнам говорит и стих, поемый вместо Аллилуйя по прочтении Апостола, и воскресное Евангелие.
иеромонах Серафим (Козин)