Об исторических источниках Великого покаянного канона Андрея Критского, его силе и значении рассказал протоиерей Сергий Правдолюбов, профессор Московской духовной академии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.
С Андреем Критским меня связывает гораздо большее, чем просто чтение его трудов. В свое время я провел большую работу и написал диссертацию о его творчестве, в том числе и о Великом покаянном каноне. Я хотел найти разгадку красоты канона в его поэтике, то есть в словесном искусстве. Вместе с тем, у тех, кто пишет диссертацию, кусочек жизни оказывается погруженным в жизнь другого человека, в его творения. Для меня это была возможность прикоснуться к великой и прекрасной тайне.
Откуда такая красота?
Однажды я слышал, как Патриарх Пимен в 1978 году читал Покаянный канон Андрея Критского во Время Великого поста. Это было великолепно. Он читал без всякого логического подчеркивания смыслов, навязывания объяснений. Просто читал.
И, слушая его чтение, я тогда подумал: а в чем загадка этого текста? Откуда такая красота? Почему он такой, а не иной? Кто написал этот канон, как написал, почему написал? Думаю, многие великие люди, светские поэты в том числе, многое бы отдали ради того, чтобы хотя бы одна их строфа читалась в храме, вслух. Даже Александр Сергеевич Пушкин. И вдруг столько лет подряд, а Андрей Критский умер в 740 году, читают этот канон. И он для нас такой живой, такой действенный.
Я с головой бросился в тему, хотя и столкнулся со сложностями: большинство творений святителя Андрея были неизвестны, многие тексты утеряны, большая часть не издавалась, очень мало написано о самом святителе Андрее Критском. Несмотря на эти трудности и препоны, я устремился дальше, трудился, искал.
Всеми силами я старался понять красоту творчества Андрея Критского, узнавал его самого. История его жизни проста. Никакой карьеры он не сделал, 20 лет служил дьяконом. Опекал дом престарелых и дом детей-сирот. То есть его деятельность вполне сопоставима с тем, чем занимаются наши современники. Потом уже архидьякона Андрея отправили на Крит (это всё равно, что у нас Дальний Восток), где ему для утешения дали почетный титул «архиепископ Критский», хотя его предшественники и последователи именовались епископами Гортинскими по названию главного города.
Но откуда в нем появилось такое сильное литературное дарование?
Не могу ответить на этот вопрос. Десять лет я им занимался, но так и не смог понять, в чем секрет его воздействия на человека, таинственной красоты его сочинений. Я просмотрел огромное количество древних рукописей, греческие издания канонов, вышедших из употребления, изучил ритмический рисунок многоразличных канонных строф и ирмосов. С разных сторон подошел к проблеме, но суть от этого не стала ясней. Как-то я спросил у одного ученого: «Неужели Андрей Критский высчитывал слоги, проверял ударения?» — «Нет, конечно. Он писал от себя, от сердца». Благодатная сила наполняла его.
Такое же напряжение и возвышенность я почувствовал однажды, переводя текст канона Андрея Критского на Рождество Христово. Мне было очевидно: это такие прекрасные слова, наполненные такой внутренней силой и энергией, что их можно высекать в камне, отливать в золоте и платине. Как крылатые слова. Вот именно об этой загадке я и говорю. Именно ее пытался постичь, но так и не нашел ответа.
Служба спасения
Как появился канон? Это долгий исторический процесс. Андрей Критский не просто взял и создал этот текст, нет. До него был мощный древний пласт — Библейские песни. Что это? Монахи всю жизнь молились по Псалтири. И в конце Псалтири звучали Библейские песни — насыщенные смыслом разнообразные поэтически-песненные места из разных книг Библии, сильнее всего воздействующие на слушателя. Таких песен было много, от девяти до четырнадцати в разных списках, и со временем они стали неотъемлемой частью монашеских богослужений. К VII веку форма, предшествующая канону, практически сформировалась.
Андрей Критский написал свой канон в общем-то не для песнопения. При его жизни он не исполнялся вообще. Рукопись хранилась в Константинополе, в женском монастыре. Когда же он впервые был прочтен? — У меня есть одна версия. Дело в том, что через пятьдесят лет после кончины Андрея Критского, в 790 году, произошло ужасное землетрясение. Тогда-то, если я прав в своей исторической реконструкции, монахини достали рукопись и начали читать вслух этот канон на площади перед монастырем недалеко от Влахернских ворот. Таким образом, впервые он стал употребляться как служба во время бедствия, это был покаянный вопль. И Бог помиловал возопивших к Нему людей.
Кстати, это не единственный пример такого употребления канона. Во время осады Одессы, в Крымскую войну, английские корабли подошли к городу, стали на рейде и готовили десант. Местные священники читали Покаянный канон каждый день, прямо на главной площади города. Через неделю, на Покров один из кораблей англичан подорвался на мине, а остальные постояли-постояли и ушли. Десанта не последовало. И здесь чтение канона стало службой во время бедствия. А в 1918 году, во время переворота и страшной бури в нашем обществе, канон тоже выполнял эту задачу во многих храмах: был написан покаянный канон с ирмосами Великого канона и читался весь Успенский пост.
«Все спасутся, кроме меня»
Великий покаянный канон вбирает в себя все монашеское мировосприятие. Какая самая главная его мысль? Андрей Критский, как настоящий монах, никого не упрекает. Он говорит: «Все эти люди по незнанию грехи совершили, а я разумом согрешил». Он себя винит во всем. Он скорбит о своей душе. Когда ты слушаешь Великий покаянный канон, ты будто бы находишься рядом с мудрым старцем, он будто бы с тобой разговаривает. Андрей Критский молится вместе с нами.
В свое время некоторые немецкие ученые удивлялись, как верующие «терпят» чтение канона? Один из них написал следующее: «Канон Андрея Критского утомляет даже доброжелательно настроенного слушателя». И после перечисляет целый ряд недостатков этого текста. Интересно, как он его читал? Конечно, в противовес классическому европейскому сознанию, в каноне нет специальной логической последовательности. Сначала идет ветхозаветный сюжет, потом сразу — новозаветный. Но ведь и наш ум не может думать об одном и том же, последовательно, а переключается с одного на другое.
Сила канона не только в его чудесном слоге. Она и в сути. Андрей Критский за всех нас кается. И мы все объединяемся вокруг него. Он учит нас покаянию на живых примерах. Кстати, у него есть замечательный канон на разлучение души. Он совершенно иной по стилистике, практически не похож на Великий покаянный канон. Но согласно множеству источников — это именно его работа. В нем Андрей Критский — один-единственный из всех христиан — устремляется в ад, ибо он один только и согрешил. Все остальные будут спасены, кроме него — он абсолютно в этом уверен. Такова суть монашеской жизни. Видение своих грехов и сокрушение сердечное.
Когда я приехал на Афон и спустился на афонскую землю, я буквально почувствовал покров над собою, физически ощутил его. Я пришел в монастырь, смотрел, как молятся монахи, молился вместе с ними. И подумал: откуда такая благодать мне? Чем я это заслужил? Я же мирской батюшка, а не монах. То же самое и с каноном Андрея Критского. Через него мы приобщаемся к тому, что открыто обычно лишь монахам, получаем благословение и защиту свыше, учимся сокрушению сердечному и очищению своей души глубоким и искренним покаянием.
Подготовил Антон Баев/ФОМА.ру