Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

28 октября 2012 года, в день памяти святителя Афанасия, епископа Ковровского, в храме Преображения Господня г. Балашова, (ныне возсозданный Покровский женский монастырь), который располагается в последнем уцелевшем здании Покровского женского монастыря, где располагался игуменский корпус, состоялось знаменательное событие. По завершении Божественной Литургии, Епископом Балашовским и Ртищевским Тарасием был совершен чин освящения и благословения иконы святых мучеников Евфимия, Игнатия и Акакия Афонских. Этот образ имеет долгую и трудную историю.

В 1869 году сын балашовского 2-й гильдии купца Н. Сапожников привез со Святой Горы частицы святых мощей преподобномучеников и передал их в обитель, где они почивали в особом ковчеге. 21 февраля 1919 года делегаты 9-го уездного съезда Советов постановили совершить в монастыре вскрытие мощей. В монастырскую церковь, где в ларце хранились частицы мощей Афонских преподобномучеников, прислали двух милиционеров, которые во избежание пропажи всю ночь охраняли ларец. Утром для проведения вскрытия прибыла комиссия во главе с представителем уездного исполкома Алексинским. Он «объяснил» собравшимся на вскрытие, что везде сейчас открывают мощи, «а там оказываются труха, картон да вата». Однако в ковчеге обнаружились три косточки, лежавшие на зеленой бархатной подушке. Из протокола вскрытия: «В серебряном ящике три части отпиленных человеческих костей, одна от локтевой, а две от большой берцовой».

В наши дни, в ризнице Кафедрального Собора Архангела Михаила г.Балашова был обнаружен образ Афонских преподобномучеников, который был передан на реставрацию, в ходе которой были обретены честные мощи, до того момента считавшиеся утраченными. По благословению Его Преосвященства, Епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия образ с мощами святых страстотерпцев будет постоянно находиться в храме Преображения Господня г.Балашов.

***

Преподобномученик Евфимий родился в Пелопонессе (селение Димитциани) от благочестивых родителей Панагиота и Марии в конце XVIII столетия. Мать будущего святого тяжко страдала во время родов. Она молилась святому мученику Елевферию о помощи в благополучных родах. Молитва матери была услышана. В благодарность она на­звала сына Елевферием.

Будущий подвижник получил хо­рошее образование. Он обучался сна­чала на своей родине, а затем в Константинополе. Прожив два года в родительском доме, юноша отправил­ся на Афон для духовных подвигов. В Константинополе он познакомился с молодыми людьми, которые вовлекли его в развлечения и плотские удо­вольствия, для удовлетворения кото­рых потребовались значительные средства. Один из турецких чиновни­ков открыл юноше путь к приобрете­нию материальных благ через приня­тие мусульманской веры. Неопытный юноша согласился на опасный шаг, но вскоре совесть стала жестоко обли­чать его. Сознавая глубину своего грехопадения, Елевферий каялся и горько плакал. Через некоторое время он бежал из турецкого окружения и уже вскоре достиг Святой Горы Афон.

С глубокой скорбью и слезами покаяния рассказал он о своем паде­нии афонскому старцу Григорию, ко­торый прежде был Патриархом Кон­стантинопольским. Опытный старец направил Елевферия к духовнику старцу Мелетию для ежедневного покаяния и постоянных молитв. Че­рез 40 дней Елевферий был помазан миром по православному чину и вновь обрел звание христианина. За­тем он поступил в скит святой Анны под руководство мудрого старца Ва­силия. Здесь инок подвизался в от­шельнических трудах, а через неко­торое время просил у старца благосло­вения отправиться в Константино­поль, чтобы пострадать за православ­ную веру и искупить свой грех.

Старец Василий долго не соглашался, но наконец благословил на подвиг, с условием: если турки узнают его — должен пойти на страдания, если не узнают — не дерзать подвергать себя опасности. В Константинополе Елев­ферий многократно встречался с тур­ками, которые ранее видели его, но не был узнан. Он был опечален и уже собирался отвергнуть заповедь стар­ца, но, по Промыслу Божию, встре­тился с афонским монахом Панкратием и просил его совета. Благора­зумный Панкратий убедил Елевфе­рия вернуться на Афон и только после усердных иноческих трудов решаться на предполагаемый подвиг. Елевферий послушался и возвратился на Афон. Здесь он получал наставления от ряда опытных духовных отцов. В частности, иеромонах Никифор по­мог юноше победить чревонеистовство. Этот подвижник подверг Елев­ферия епитимий, которую тот воспри­нял с радостью. Постепенно Елевфе­рий обретал духовную опытность.

Со временем он был пострижен в монашество с именем Евфимий и только после длительного монашеско­го искуса ему было позволено возвра­титься в Константинополь, где он и принял мученическую кончину.

Пред казнью преподобномученик горячо помолился Богу о себе и всем мире, перекрестился, поцеловал крест, который держал в правой руке, и преклонил главу под меч со слова­ми: «Господи! В руце Твои предаю дух мой». Это произошло в Вербное воскресенье, 22 марта 1814 года.

Память его совершается 1 мая вместе со святыми преподобномучениками Игнатием и Акакием и от­дельно — 22 марта.

Преподобномученик Игнатий (в Крещении Иоанн) родился в конце XVIII столетия в болгарском селении Эскизагра Тырновской епархии. Ро­дители его были православными хри­стианами. Уже в раннем возрасте на долю Иоанна выпали тяжелые испы­тания.

Его отец Георгий отличался особой силой и мужеством. Турки, овладев­шие их родным селением, потребова­ли от Георгия, чтобы он вступил в турецкую армию, обещая поставить его тысячником. Георгий отказался: «Не могу идти против единоверных мне христиан». За это турки пронзи­ли его мечом, а затем обезглавили. Мать и сестер Иоанна турки вынуди­ли принять ислам. Иоанну удалось бежать из родного дома, он направил­ся в удел Богоматери — на святой Афон. По дороге в Бухаресте Иоанн встретился с будущим преподобномучеником Евфимием и подружился с ним. Вскоре он продолжил путь к Афону, где вначале пребывал в скиту святой Анны, ревностно исполняя иноческие послушания. Однажды юному послушнику пришлось быть по монастырским делам в Солуни. Там он увидел преподобномученика Да­вида, повешенного на древе за исповедание Христовой веры. Подвиг этот воспламенил сердце Иоанна, и им овладело желание пострадать за Хри­ста. Однако святогорский старец, ока­завшийся в это время около Иоанна, отклонил юношу от немедленного исполнения его желания. Иоанн послушался и вернулся на Афон. Здесь он узнал о мученическом подвиге своего друга преподобномученика Евфимия. После блаженной кончины своего духовника Иоанн перешел в скит святого Иоанна Предтечи под руководство к духовнику старцу Никифору. Иоанн усердно выполнял все указания опытного старца и преуспе­вал в добродетелях.

Перед страдальческим подвигом старец Никифор постриг Иоанна в монашество с именем Игнатий, после чего афонский инок отправился в Константинополь, где принял мученическую кончину близ местечка Пармаккапи 8 октября 1814 года.

Афонский инок Григорий, узнав о кончине святого Игнатия, поспешил на место казни и, взяв мощи преподоб­номученика Игнатия и пострадавше­го ранее преподобномученика Евфи­мия возвратился на Афон. Мощи были положены в новосозданном хра­ме, где стали источать исцеления. Память его совершается 1 мая вместе со святыми преподобномучениками Евфимием и Акакием и отдельно — 20 октября.

Преподобномученик Акакий (в Крещении Афанасий) — сын благоче­стивых и бедных родителей, прожи­вавших в селении Неохори, в Маке­донии, близ Солуни. Родился он в конце XVIII столетия. Вследствие крайней бедности родители отдали девятилетнего Афанасия в учение к башмачнику. Этот жестокий человек так избивал мальчика, что он вынуж­ден был бежать. По дороге мальчика встретили две турчанки, накормили его и убедили принять магометан­ство. Они передали мальчика хазнадару Юсеф-бею, который и усыновил его. Отрок прожил 9 лет в довольстве и роскоши. Однажды жена Юсеф-бея воспылала к Афанасию нечистой страстью, но когда была отвергнута благочестивым юношей, оболгала его пред своим мужем. Хозяин немедлен­но изгнал Афанасия из своего дома. Получив свободу, он пришел к своим родителям в Солунь, где они прожи­вали в то время. Желая очиститься от своего греха — измены православной вере, Афанасий принял решение ид­ти на Афон. «Помни,— говорила ему мать,— как ты самовольно отрекся от Христа, так с дерзновением должен и исповедать Его пред турками и за любовь Сладчайшего Иисуса принять мученическую кончину, омыв свое глубокое падение кровью». Так ис­кренне желала мать спасения души своего сына для Вечной Жизни. Афанасий немедленно отправился на Афон и поступил в Хилендарский монастырь. Оттуда, по совету одного старца, он перешел в Ксенофский скит к духовнику старцу Николаю, который, выслушав исповедь Афана­сия, прочитал над ним установлен­ные Православной Церковью молит­вы, потом помазал его святым миром и отпустил обратно в Хилендарь.

Вскоре Афанасий узнал о кончине преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Желая идти подобным пу­тем, Афанасий обратился к духовни­ку старцу Никифору и просил его принять под свое руководство, чтобы затем следовать путем двух подвиж­ников-мучеников. Добросовестно про­ходил послушание у отца Никифора инок Афанасий: пост, бдение, непре­станная молитва были его оружием. По истечении продолжительного вре­мени старец Никифор постриг Афа­насия в монашество с именем Ака­кий. Через малое время, подобно и его святым предшественникам, святой Акакий отправился в Константино­поль, где также удостоился мучениче­ской кончины в местечке Пармаккать 1 мая 1816 года.

Мощи святого преподобномучени­ка Акакия были с честью погребены на Афоне в новосозданном храме в честь святых преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Святые главы всех трех преподобномучеников поко­ятся в Русском монастыре великому­ченика Пантелеймона на Афоне.

Святым Преподобномученикам молятся об укреплении в Вере.

14 мая в Преображенском храме Покровского женского монастыря г. Балашова будет совершена Божественная литургия (начало в 8.00). По окончании Литургии Епископом Балашовскоим и Ртищевским Тарасием в сослужении духовенства будет совершен молебен перед святыней монастыря — иконой Афонский преподобномучеников с частицами их мощей.