Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
Фото отца Иоанна 1890 года

Фото отца Иоанна 1890 годаПять лет тому назад в Балашов доставили искусно изготовленную икону св. Иоанна Кронштадтского (1), которая теперь находится в храме Преображения Господня для всеобщего почитания и поклонения. Это весьма символично. Через пастырей наших Провидению, вероятно, угодно было явить городу образ всероссийского молитвенника и заступника и для того, дабы воскресить в памяти балашовских жителей знаменательные события, происшедшие почти 120 лет тому назад и непосредственно связанные с историей Свято — Троицкого собора.

Впервые протоиерей Иоанн посетил Саратовскую губернию в 1894 году во время его длительной поездки по Волге. На пароходе «Отважные» 29 июня он прибыл в Саратов, где тепло и радушно был встречен представителями духовенства и градских властей, а также большим количеством православного люда, заполнившего весь волжский берег около пристани (2). Местом своего расположения отец Иоанн избрал Архиерейский дом — с правящим в то время епископом Саратовским и Царицынским Николаем (Налимовым), он хорошо был знаком еще по Санкт – Петербургу, когда Владыка служил викарным епископом сначала Ладожским, а затем Гдовским.

Вечером этого же дня Иоанн присутствовал на Богослужении в Крестовой церкви, причем сам читал канон. На следующий день при многочисленном стечении народа служил заутреню и раннюю обедню в кафедральном Александро — Невском соборе, посетил дом начальника губернии, где отслужил молебен, затем вместе с епископом Николаем служил молебен в городской думе, побывал в саратовском Доме трудолюбия и у городского головы, а во второй половине дня покинул Саратов, чтобы продолжить свой путь до Царицына. (3)

Для саратовцев этот краткий визит известного всей России благочестивого отца Иоанна надолго стал одним из достопамятных событий, для жителей же Балашова он имел особо важные последствия.

Возводившийся в течение 15 лет балашовским городским обществом новый Свято- Троицкий собор в 1894 году был окончательно отстроен и благоустроен, снабжен всем необходимым для Богослужения. В этот же год планировалось его освящение, но посещение Иоанном Кронштатским

Саратова внесло некоторые коррективы. Многолетний городской голова и ктитор собора В.П.Туркин от имени делегации, прибывшей из Балашова встретить знаменитого протоиерея, обратился к владыке Николаю с просьбой пригласить Иоанна на освящение вновь возведенного собора. Архиерей охотно поддержал эту инициативу, а отец Иоанн в знак уважения к своему давнему и доброму знакомому и согласно своему трепетному отношению к храмам Божиим с превеликой охотой и радостью дал согласие, уверив Преосвященного, что после посещения Москвы, запланированного на будущий год, обязательно прибудет в Балашов. В результате было решено, что освящение новоустроенного балашовского храма состоится в начале октября следующего года, 1895, года.

Дабы лично удостовериться в готовности Свято-Троицкого собора к освящению, саратовский епископ накануне праздника Воздвижения Креста Господня, 12 сентября 1894 года, прибыл в Балашов. На следующий день он служил всенощную в Ильинской церкви, сам вынес на главе Крест на средину храма и в сослужении всех городских священнослужителей совершил трогательный обряд Воздвижения Креста, а 14 сентября при огромном стечении народа совершил Божественную литургию в Свято – Троицком соборе и молебное пение Св. Живоначальной Троице, Кресту и святителю Митрофанию. Это было первое архиерейское служение во вновь возведенном храме.

В течение трех дней, что Владыка пребывал в городе, он посетил также Михайло-Архангельскую церковь и духовное училище, в домовой церкви которого служил молебен и сказывал глубоко проникновенную речь, присутствовал на занятиях учащихся и сердечно беседовал с ними; побывал и в Успенской церкви, где отслужил вселенскую панихиду, и в монастырской богадельне, что находилось в кладбищенской ограде; в Покровской женской обители совершил молебное пение Божией Матери, преподобному Сергию и преподобномученикам Ефимию, Игнатию и Акакию, осматривал строившийся монастырский храм и встречался с воспитанниками школы- приюта, а во вновь возведенном городском соборе подробно ознакомился с результатами строительных и отделочных работ , с наличием всех необходимых предметов в его ризнице и с важнейшей храмовой документацией. (4)

Год спустя (3 октября 1895 г.) преосвященный Николай и протоиерей Иоанн встретились на станции Кузьминки Тамбовско — Камышинской железной дороги, чтобы отсюда вместе проследовать в Балашов. Их сопровождали благочинный городских церквей и староста собора В.П.Туркин. Несмотря на то, что поезд прибыл поздним вечером, платформа была загружена народом – всем хотелось приветствовать дорогих гостей и получить их благословение.

При колокольном звоне градских церквей Владыка проследовал в собор, где был встречен духовенством с краткимСвято-Троицкий собор г. Балашовамолебным пением, после которого обратился с приветственной речью к собравшемуся в храме народу и, благословивши всех, отбыл в отведенные ему покои в доме местного протоиерея. Отец Иоанн с вокзала отправился в дом В.П.Туркина, где он прожил все три дня своего пребывания в Балашове.

На следующий день Иоанн служил утреню и раннюю обедню в теплом пределе соборного храма. Молящихся собралось столько, что собор не смог вместить всех желающих, и по окончании богослужений следившем за порядком полицейским пришлось буквально на руках нести протоиерея до ожидавшего его экипажа. Толпы народа неотступно следовали за ним до самого дома Туркина. Вскоре вся улица, на которой находился дом соборного старосты, представляла собой сплошное людское море – все пребывали в ожидании Слова и благословения досточтимого всей православной Россией отца Иоанна.

Протоиерей вышел на балкон и по — отчески радушно приветствовал всех собравшихся. Прочтя вслух подобающие в таких случаях строки из Евангелия, «взял крест и возвел очи на небо, в таком состоянии он оставался долго, видимо, молился. Рядом с отцом Иоанном стоял Туркин – и плакал…» (5), — свидетельствовал очевидец. Желание не только увидеть, но и лично пообщаться с отцом Иоанном у некоторых собравшихся было столько велико, что нескольким смельчакам, среди которых оказалась и одна женщина, удалось взобраться на балкон, и дорогой гость отнесся к ним с отеческим вниманием. Множество записок и прошений было передано ему – ни одно из них не осталось без ответа.

Последующие два дня отец Иоанн с раннего утра в течение определенного времени принимал в доме Туркина желавших получить благословение, по приглашениям балашовских жителей охотно посещал их дома, где служил молебны. Город был полон слухами о случаях исцеления больных по его молитвам. Дом соборного старосты находился в постоянном осаждении народном, передвижения отца Иоанна по городу всегда сопровождались многочисленными почитателями. По этой причине городским властям во избежание каких-либо случайных недоразумений пришлось даже приставить к экипажу отца Иоанна конных урядников. (6) Сам же он, по свидетельству очевидца, « во время проезда по городу снимал шляпу и раскланивался на обе стороны». (7)

Вечером 4 октября в соборном храме при огромном количестве народа проходило всенощное бдение. По благословению Владыки служил протоиерей Метаниев. Литию совершал сам Преосвященный в сослужении отца Иоанна и 12 священнослужителей. «Высокоторжественное духовное зрелище представилось взору молящихся: все священнослужащие стояли в белом облачении, во главе предстоял на кафедре сам Преосвященнейший Николай. Как светильник, поставленный на свещнице, виден был Владыка всем: кроткий его вид, звучный голос, дышащий сердечной теплотою, внятное, раздельное и благоговейное произношение священных слов церковных молитвословий производили глубокое впечатление на молящихся, все с сердечным умилением и усердием молились. Богослужение продолжалось уставно, и когда приспело время петь величание, Преосвященнейший вышел на середину храма, сопровождаемый сонмом священнослужащих, и, раздав им горящие свечи, начал соборное пение величание храму. Пение было торжественно умилительное, все сослужащие пели громко и стройно, и эхо уносилось под своды храма» (8) – так описывал это Богослужение один из его свидетелей. С этого вечера и во время торжеств освящения сам собор с заходом солнца был ярко и эффектно иллюминирован.

На следующее утро предстояло освящение главного престола. Накануне этого события в городе собралось столько народа, что многим было отыскано свободное помещение для ночлега, а поэтому им пришлось провести ночь под открытым небом в церковной ограде и на соборной площади. Правление Тамбово – Камышинкой железнодорожной линии 4 и 5 октября организовали три специальных поезда для поездки в Балашов тех, кто желал принять участие в торжествах. Помимо жителей Балашовского и близлежащих уездов в город прибыли богомольцы из довольно отдаленных мест Саратовской епархии, Самарской епархии, например, Новоузенского уезда, и даже из Области Войска Донского и Астраханской губернии. По некоторым оценкам, всего собралось до 20 тысяч человек. (9)

5 октября соборный протоиерей при участии четырех священников отслужил в придельном храме раннюю Литургию и совершил водоосвящение. В 8 часов утра прибыл Преосвященный Николай в сопровождении отца Иоанна и десяти священнослужителей проследовал в собор. Не только храм, но и вся соборная площадь, крыши торговых рядов и даже деревья – все было наполнено и усеяно народом. Ведь далеко не всем и не всегда удается быть свидетелем такого выдающегося торжества, как чин освящения храма, этого дивного гимна Господу, славословия Его величия и славы, да ещё при тех обстоятельствах, которые имели место в Балашове.

Очевидец сообщает: «По облачении Преосвященного на кафедре священносослужащие вышли на середину храма, препоясанные белыми фартуками, взяли стол с приготовленными к освящению престола вещами и внесли в алтарь царскими дверьми. За ними последовал Преосвященнейший Владыка – начало освящение главного престола во имя Св. Живоначальной Троицы. По окончании освящения престола в сопровождении всех сослужащих Преосвященный вышел из алтаря царскими дверьми в придельный храм, где на престоле находились св. мощи, отсюда начался крестный ход при колокольном звоне. Владыка нес на голове св. мощи, поддерживаемые двумя старшими протоиереями, ему предшествовало духовенство со св. иконами, Евангелием и хоругвями, а впереди всех шел один из сослужащих протоиереев с крестом и кропил св. водою внутренние и наружные стены храма. По окончании крестного хода началась Божественная литургия» (10).

Вечером в освященном храме местный священник служил всенощную. На литии и величании выходил сам Преосвященный в сопровождении отца Иоанна и 11 священнослужителей.

Торжества продолжались и следующие два дня, 6 октября после ранней Литургии и водоосвящения в собор прибыл Преосвященный Николай, при участии отца Иоанна и 11 священнослужителей он совершил освящение правого придельного храма во имя святителя Николая Чудотворца, а затем служил Литургию. Всенощную службу исправлял протоиерей Метаниев с участием восьми местных священнослужителей. 7 октября, по распоряжению Владыки, левый придел во имя св. великомученицы Екатерины освящал протоиерей Метаниев, он же совершил крестный ход и Божественную литургию. По прочтении Евангелия в собор прибыл Преосвященный Николай и до конца Литургии находился в главном алтаре, а по отпусте вышел на середину храма и служил молебен св. великомученице Екатерине.

В память освящения собора архипастырь принес в дар нововозведенному храму икону Спасителя в сребропозлащенной ризе, которую завещал поместить в главном алтаре, и пожертвовал 300 рублей на богоугодное дело(11).

Протоиерей Иоанн не принимал участие в освящении левого придела, поскольку 6 октября во второй половине дня отбыл в Балашов в имение графини Е.Л.Игнатьевой, что находилось в двух верстах от села Алмазов Яр. Его пригласила туда жена управляющего имением госпожа Толпыгина, которая не единожды получала по молитвам отца Иоанна исцеление от разных болезней. Будучи в Балашове на освящении главного престола Свято – Троицкого собора, она неоднократно просила знаменитого протоиерея отслужить молебен в её доме.

Встретить отца Иоанна в имении графини, как и повсюду, куда он прибывал, собралось множество народа из окрестных сел и деревень. Когда к дому подъехала коляска протоиерея, все с благоговением опустились на колени, от переполнявшего чувства неподдельной радости видеть всероссийского молитвенника и целителя у многих на глазах были слезы, слышались женский плач и рыдания. « Здравствуйте, друзья! – приветствовал их отец Иоанн. – Встаньте, встаньте…». В ответ на эти слова из толпы послышались возгласы: « Здравствуйте, кормилец ты наш родной!», « Святой молитвенник наш…», «Целитель ты наш родимый!» (12). Хозяйка дома встретила дорогого гостя хлебом – солью, отец Иоанн всех благословил и проследовал в дом. Здесь был отслужен молебен с водосвятием, все комнаты были до отказа наполнены народом, каждый из присутствовавших приложился к кресту и был окроплен святой водою. По окончании молебна отец Иоанн принимал страждующих и больных разными недугами – расспрашивал их, утешал, благословлял и просил неустанно молиться.

Во время трапезы, организованной госпожой Толпыгиной, состоялся оживленный разговор на самые разные темы, в частности отец Иоанн вел беседы со священником местной Покровской церкви а также В.П.Туркиным и В.М.Лежневым – главными жертвователями и рачителями по постройке Свято – Троицкого собора, прибывшими с ним из Балашова. Речь шла главным образом о состоянии местной паствы, расколе, церковных нуждах и, конечно же, о только что освященном балашовском соборе, величием и красотой которого отец Иоанн не переставал восхищаться, называя его «храмом Соломоновым»(13).

Три часа, отведенные на визит, быстро истекли. Отец Иоанн стал собираться в путь. На прощание он благословил всех участников трапезы, одарил их яблоками и подарил свои фотографии с автографом. Выйдя на крыльцо, увидел то же множество народа, что и при встречи – никто из собравшихся не покинул имения. При виде дорогого гостя все пали на колени и просили преподать им благословение. Тепло и радушно попрощавшись с народом, он при сопровождавших его лицах отправился на железнодорожную станцию Пинеровка, чтобы затем проследовать через Тамбов в Москву.

Преосвященный Николай покинул Балашов утром 9 октября, на железнодорожном вокзале его провожали благочинный градских церквей, игуменья Мария, церковная староста собора, два соборных священника, городской голова, смотритель духовного училища и представитель городской управы. Днем же раньше, 8 октября, Владыка служил Литургию и молебен в монастырском Покровском храме, а затем сказывал назидательное слово на дневное Евангелие – о воскрешении сына Наинской вдовы.

Так завершилось пребывание епископа Николая и отца Иоанна на земле Балашовской по случаю освящения Свято — Троицкого собора. Три дня во вновь устроенном храме совершалось торжественная архиерейская служба, три дня у балашовцев был светлый духовный праздник, в котором живое участие принимали преосвященный Николай и великий молитвенник на благо всех страждущим телесными и душевными недугами досточтимый протоиерей Иоанн Кронштадский.

Это событие оставило неизгладимый след в сердцах очевидцев и на протяжении многих лет сохранилось в памяти городских жителей. Безусловно, оно стало одной из важнейших страниц в истории города и достойно быть навсегда запечатлено не только в его писаной летописи, но и в исторической памяти ныне живущих и будущих поколений балашовцев. И лучшим залогом этому могло бы стать восстановление великолепного архитектурного ансамбля поруганной и разрушенной богоборческой властью святыни земли Балашовской – величественного Свято — Троицкого собора. Его возрождение на прежнем месте и в прежнем виде, как подчеркивал Преосвященный Тарасий, епископ Балашовский и Ртищевский, — « это не только восстановление исторической справедливости (что само по себе очень важно), но и верный путь к очищающему души людей покаянию за свершенное некогда попрание нравственных законов, установленных самим Богом»(14).

Новиков Александр Павлович,

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы СГТУ им.Гагарина Ю.А.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1.Иоанн Кронштадский ( Ильич Сергеев,1829-1908) – священник Русской Православной Церкви, митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Известный проповедник, духовный писатель, церковно – общественный и социальный деятель. Уже при жизни широко почитался как великий молитвенник, чудотворец и прозорливец. Канонизирован РПЦ заграницей 19 октября 1964г., впоследствии, 8 июня 1990г., Русской Православной Церковью. Память совершается 20 декабря и 1 июня по юлианскому календарю. К святому праведному Иоанну обращаются с разными просьбами, в том числе люди, подверженные недугу алкоголизма и наркомании.

2.Побробнее о его посещении Саратова см.: Зарницкий Я. И. О.Иоанн Кронштадский на Волге летом 1894 года. СПб., 1895. С.46-59;Иоанн Кронштадский в Саратове//Саратовские епархиальные ведомости.1894.С.713-719.

3.В Саратовской епархии отец Иоанн побывал также селе Алексеевка Хвалынского уезда, где служил Божественную литургию, после которой произнес назидательную речь перед прихожанами местной церкви, всех благословлял и утешал. См.: Там же .С.719-723.

4.См.: Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского, в городе Балашове//Саратовские епархиальныеведомости.1894. №20. С.914-917. Последующие четыре дня Владыка посетил поездке по окрестным селам, расположенным к северо-западу от Балашова. См.: Там же. С.917-919.

5.Областная хроника//Саратовский дневник.1895.17 октября. С.2

6.См.: Хроника//Саратовский листок.1895.10 октября. С.3.

7.Областная хроника// Саратовский дневник.1895.17 октября. С.2.

8.Очевидец. Освящение соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года// Саратовские епархиальные ведомости.1895.№22. С.935-936

9.См.: Обзор епархиальной жизни за 1895год //Саратовские епархиальные ведомости.1896.№6. С248.

10.Очевидец. Освящение соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года// Саратовские епархиальные ведомости.1895.№22.С.936-937

11.Там же. С.940,

12.Болотинский Н.Незабвенные три часа// Саратовские епархиальные ведомости.1895.№22. С.942.

13.Там же. С. 946. Храм Соломонов – первый Иерусалимский храм, воздвигнутый в середине X в. до н.э. в царствие Соломона легендарного правителя объединенного Израильского царства. Храм поражал очевидцев своими грандиозными размерами, богатством и великолепием, его называли одним из семи чудес света.

14.Свято-Троицкий собор – утраченная святыня г.Балашова.Балашов,2013.С.2.