Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Многие из тех, кто читает эти строки, конечно, знают, что никакой Страстной седмицы перед Рождеством нет и быть не может! Так называется неделя, предваряющая празднование Светлого Христова Воскресения. Эта неделя насыщена воспоминаниями священных событий из земной жизни Спасителя, что выражается в первую очередь в богатом богослужении этих дней. И каждый христианин старается посетить в эти дни храм для того, чтобы вновь прикоснуться к духовному наследию святоотеческой мысли, ярко выраженной в песнопениях.

Но все это Пасха, праздников праздник… А как же Рождество? Неужели и этот праздник предваряется подобным периодом? Праздник Рождества Христова — это, если можно так сказать, зеркальное отображение праздника Пасхи. На первый взгляд этого можно не заметить, но при более вдумчивом сравнении такой вывод напрашивается сам собой.

Начнем с подготовки к двум этим праздникам. В обоих случаях их предваряет многодневный пост. Великий пост — это совокупность двух постов: поста Святой Четыредесятницы и поста Страстной седмицы, которые разделяются между собой Лазаревой субботой и праздником Входа Господня в Иерусалим. Пост же Рождественский в богослужебном уставе Православной Церкви — Типиконе — прямо называется «Малой Четыредесятницей», что указывает на его аналогию с многодневным постом, предваряющим Воскресение Христово.

Приближаясь к самому Рождеству, мы вступаем в особый период. Второго января начинается усиление поста, которое продолжится до окончания поста. Уже это напоминает нам пост Страстной седмицы. Но на этом сравнения не заканчиваются. В продолжении этих дней на богослужении, называемом Малое повечерие, которое, к сожалению, нечасто можно услышать в приходских храмах, исполняются особые песнопения – трипеснцы. Обычный канон, читаемый на каждой утрене, имеет девять песней. Эти песни разделяются между собой так называемыми ирмосами, в которых дается указание на содержание каждой песни. Богослужение Страстной седмицы среди прочего отличительно и тем, что в канонах этих дней присутствуют лишь три песни, отчего и получено такое название. Трипеснцы, которые читают на клиросе перед праздником Рождества Христова, по своему содержанию говорят в первую очередь о самом празднике, но также значительное внимание посвящается непосредственно нашей внутренней подготовке к усвоению духовных плодов Пришествия в мир Воплотившегося Сына Божия.

Однако по своему построению описываемые трипеснцы идентичны тем, что исполняются в дни Страстной седмицы. Это в первую очередь сами ирмоса. Например, четвертого января это ирмос «Сеченное сечется», который будет также повторяться в Великий Четверг. Ирмоса канона положенного шестого января полностью построены по образцу ирмосов канона пасхальной полунощницы «Волною морскою».

Параллель со Страстной седмицей не заканчивается. В Рождественский сочельник, т.е. канун Рождества Христова, богослужение начинается Царскими часами, на которых кроме обычных псалмов звучат особые стихиры и тропари, а также Ветхо- и Новозаветные чтения, пророчествующие или говорящие о Боговоплощении. И подобное богослужение встретим мы в храме в Великую Пятницу… Нельзя не сказать о богослужении Великих часов, которое кроме непосредственного приготовления верующей души к принятию Богомладенца говорит еще и о различных отношениях человека ко Христу. Как тогда, так и сейчас не все принимают Христа своим Спасителем. Происходит это по разным причинам, но особые тропари, поемые на этих часах, дают один яркий пример – сомнение. Праведный Иосиф Обручник, о котором поется в тропарях, был не готов принять такое чудо, более того, он укоряет Марию за то, что Она в тайне от него зачала, что за радость Она принесла ему скорбь, за честь – срамоту. Конечно, он боится и наказания от священников, которые вручили ему сохранение девства Богоневестной. Однако уже в следующем тропаре мы видим Иосифа, уверившегося в том, что «Бога родит Мария несказанно». Это уверение стало следствием явления Иосифу ангела во сне. Следующие тропари уже посвящены лишь все большему уверению Иосифа в том, что зачатие действительно произошло от Духа, и что Рожденный есть Сын Божий. Так Церковь дает нам пример для подражания – вместо того чтобы пытаться умом понять великую тайну Боговоплощения, нужно сердцем принять Христа.

Кроме этого, Божественная литургия, совершаемая вслед за службой Царских часов, начинается довольно необычно, а именно праздничной вечерней. Это обусловлено тем, что в древности и сама эта Литургия совершалась вечером. Именно из-за этого и возник строгий пост в этот день – люди ничего не вкушали с самого утра, потому что вечером причащались. Таким же образом Литургия начинается и в Великую Субботу. В обоих случаях на вечернях исполняются праздничные стихиры, а в конце всего богослужения поется праздничный тропарь. В конце Литургии, совершаемой в сочельник, из алтаря выходит духовенство, впереди несут горящую свечу, которая напоминает нам свет Вифлеемской звезды, возвестившей миру о Рождении Спасителя.

Невольно задаешься вопросом – почему же мы так стараемся не пропустить страстные службы, корим себя за отсутствие в эти дни в храме, но совершенно не заботимся, в большинстве случаев, о подготовке к «трехдневной Пасхе» – Рождеству Христову? Конечно, это не отсутствие желания, скорее, это отсутствие знания. Обладай мы немного большими знаниями богослужения — и наше отношение к нему изменилось бы. Это были бы уже не часовые, утомительные службы, а минуты, именно минуты общения с Богом! Время, когда уходят все наши невзгоды, когда мы ощущаем себя полноценными участниками всех празднуемых событий. И находясь в эти предрождественские дни в храме, мы будем стоять при яслях Богомладенца и подобно волхвам и пастухам принесем Ему свои дары – молитву и уже прошедший пост.

иеромонах Серафим (Козин)