Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

В рамках обсуждения Проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению» свое мнение высказал протоиерей Владимир Гамарис, благочинный церквей Раменского округа Московской епархии, настоятель Троицкого собора и Борисоглебской церкви города Раменское Московской области.


На мой взгляд, документ этот в первую очередь надо читать как пастырско-богословский. Некоторые в своих отзывах о Проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению» пишут, что «надо готовиться всей жизнью». Но разве это отменяет очищение души в Таинстве Покаяния перед Причащением, как того требует святитель Феофан и все святые нашей Церкви нескольких веков? Плохо, если у человека формальная исповедь. Говение для того и необходимо для мирских людей, которые постоянно пребывают в суете, в полезных трудах и в неполезных развлечениях, чтобы хотя бы перед Святым и Божественным Причастием отринуть суету, подышать кислородом вечности. Исповедь будет формальной у того, кто дерзнет на бегу, без всякой духовной и телесной подготовки подходить к Чаше.

Святитель Феофан Затворник пишет в «Письмах разным лицам о разных предметах веры и жизни», что когда ждешь дорогого гостя, то весь дом свой уберешь, вычистишь, омоешь – так как же ты, надеясь принять в храмину души своея Гостя Божественного, дерзаешь не предочистить душу в Таинстве Покаяния? Сложившийся порядок духовной жизни сформировался в нашей Церкви не сразу и существует веками. Миллионы людей спасались и спаслись в нашей Церкви.

В наших храмах в последние годы стало особенно много прихожан. Вижу, как много людей среднего возраста, как много молодежи и детей стали посещать храм. Для того, чтобы всем было удобнее исповедоваться и причаститься, мы стали по воскресным и праздничным дням служить три литургии: раннюю и позднюю в соборе, а между ними – «детскую» в Борисоглебской церкви. Детей так много, что мы при храмах даже устроили детские площадки для самых маленьких. Всё это свидетельствует, что наша Русская Православная Церковь на верном пути, что порядок духовной жизни у нас правильный.

На нашу Церковь с надеждой смотрит весь мир христианский, видя ее духовную силу. Думаю, что не следует нам с восторгом копировать обычаи духовной жизни за рубежом, у тех, кто сами свидетельствуют о своем духовном упадке, о том, что многие из их прихожан не имеют желания приходить на исповедь и жить духовной жизнью. Ломая сложившийся порядок нашей духовной жизни, мы рискуем разрушить ее у миллионов мирян.

Кстати, вопрос не в частоте причащения. Можно спастись и можно погибнуть и при сверхчастом, и при сверхредком причащении. Частота причащения зависит от внутреннего состояния человека. Святой праведный Иоанн Кронштадтский причащался почти ежедневно, он непрестанно молился, благоговел, пребывал в постоянном покаянии и смирении.

Противники Проекта документа утверждают, что многовековой опыт нашей Церкви, требующей подготовки, благоговения, поста, молитвы и исповеди перед Причастием, можно якобы перечеркнуть. Это страшно по своим последствиям. Отмена исповеди перед Причастием приведет к тому, что большинство перестанут ощущать потребность в исповеди, а многие совсем перестанут исповедоваться. При этом будут сверхчасто причащаться без покаяния… в осуждение. Как об этом пишет святой апостол Павел – см.: 1 Кор. 11: 29.

Достойный и очень своевременный Проект документа о подготовке к Причастию был разработан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Далее проект был направлен на изучение в комиссию Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, после чего был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является патриарх. Однако в интернете этот документ иногда подвергается нападкам. В интернете малая часть Христова стада, зато на многочисленных форумах полно злопыхателей, людей неверующих или духовно неопытных. Мнящиеся быти мудрыми предлагают исповедоваться редко, а причащаться часто. Но нам заповедано покаяние, как пишет подвижник благочестия Никон (Воробьев). Нам всем необходимо частое, глубокое, слезное покаяние.

Подавляющее большинство священнослужителей и практически все прихожане считают, что порядок подготовки к Причащению, который описан в этом проекте, является правильным и самым достойным для христианина. Особенно опасно нарушить веками сложившийся в нашей Церкви порядок духовной жизни, когда исповедь предваряет Причастие.

Проект общецерковного документа содержит важнейшее положение: «В период говения готовящийся ко Святому Причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие совести перед священником в Таинстве Покаяния. Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии». Эти слова вызывают неприятие церковных либералов, которые против многовекового опыта Церкви. Недавно один из них сам свидетельствовал в своем блоге в «Facebook», что его же прихожане не хотят ему следовать, с ужасом слушают его предложение причащаться без исповеди.

Господь Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, и святой Предтеча Спасов Иоанн начали свою проповедь со слов: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное». Покаяние и непрестанная молитва – об этом говорили и писали и святые апостолы Христовы, и древние и современные нам святые преподобные и праведные. Об этом все книги, все письма, все наставления и преподобного батюшки Серафима Саровского, и праведного батюшки Иоанна Кронштадтского, и святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, и преподобных Льва, Макария, Амвросия, Варсонофия, Никона и всех святых преподобных Оптинских старцев. В монастырях новоначальные иноки находятся на ежедневном и даже ежечасном откровении помыслов старцу, которому при постриге их вручил игумен обители.

Много грешим мы в миру. Во многих духовная жизнь едва теплится. Если отменить обязательность исповеди перед Причастием, то довольно скоро произойдет то же, что происходит сейчас в некоторых Церквах дальнего зарубежья: значительная часть прихожан перестанет ощущать потребность в частой исповеди, а некоторые и даже совсем исповедоваться. В Западной Европе храмы полупустые. Мне приходилось недавно слышать от немецких католических священников, что у них возникла проблема, когда исповедь оторвали от Причастия: все причащаются, никому не могут отказать в этом, но некоторые совсем не исповедуются и даже демонстративно, открыто пребывают в страшных грехах. А священник лишен возможности на ставшей у них необязательной исповеди воздействовать на прихожанина, не может его духовно подправить…

Веками в России духовная жизнь строилась на связи этих таинств: покаялся и причастился, а иногда и покаялся, но пока еще не причастился. Нам же современные введенские предлагают разрушить духовную жизнь миллионов православных верующих России и отвергают этот проект, отредактированный в духовных академиях и предварительно одобренный структурами Межсоборного присутствия и самим Святейшим Патриархом.

Болтают о возвращении апостольских обычаев те, кто забывает, что Церковь в своей духовной жизни переживала разные периоды развития. Во времена апостолов не было монашества, не было учреждено Патриаршество, не было постов в их нынешнем виде, не было иконостасов. Что же, отменим всё это в угоду лжеименному разуму? Отменим духовную традицию и обычаи Церкви, в которых воспитывались и спасались десятки поколений православных русских людей? И святые новомученики и исповедники Церкви Русской, пострадавшие в советское время, воспитывались и духовно возрастали именно в этой традиции говения перед Причастием. Говение – от слова благо-говение.

В XIV веке святитель Григорий Палама в своей проповеди «О Святых и Страшных Христовых Тайнах» прямо указывает на необходимость исповеди перед Причастием: «Если же с дурной совестью и не получив, благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их… мы приступаем [к Святым Тайнам], то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам».

«Редкая исповедь в грекоязычных Церквах – порочное явление. Оно возникло в силу того, что большинство православных священнослужителей, служивших в XIX веке под османским игом, были безграмотными. Мало кому из них благословлялось исповедовать народ, и, таким образом, взаимосвязь двух Таинств была утрачена. Мы всё-таки говорим о духовном возрастании человека… Оно должно быть проявлением духовной зрелости верующего. Мы понимаем, что человек может возрастать духовно или если он регулярно приходит на откровение помыслов, или приступает к исповеди, поэтому совершенно разделить эти Таинства нельзя… Знаю, что в Американской Православной Церкви прихожане месяцами могут не исповедоваться, но причащаются очень часто. Я считаю, что это – порочное явление, которое неоправданно», – считает и архиепископ Германский и Великобританский Марк (Арндт).

Противники исповеди перед Причастием утверждают: перед Пасхой и другими праздниками много причастников, тяжело стоять в толпе на исповедь, поэтому надо исповедь отменить и причащаться без исповеди. Им отвечает святитель Иоанн Златоуст: «Я знаю, что многие у нас приступят к этой Священной Трапезе по случаю праздника. Итак, должно, как я часто и прежде говорил, не праздники наблюдать, чтобы приобщаться, а очищать совесть и тогда касаться Священной Жертвы. Преступный и нечистый не имеет права и в праздник причащаться этой Святой и страшной Плоти; а чистый и омывший свои погрешения искренним покаянием вправе и в праздник, и во всякое время причащаться Божественных Таин и достоин наслаждаться Божественными Дарами. Но поскольку, не знаю почему, некоторые не обращают на это внимания, и многие, исполненные бесчисленных грехов, видя наступивший праздник, как будто побуждаясь самим этим днем, приступают к Святым Тайнам, на которые и смотреть не должно находящимся в таком состоянии, то тех, которые известны нам, мы сами непременно удалим, а неизвестных нам предоставим Богу, Знающему тайны помышлений каждого; теперь же постараемся исправить то, в чем все явно согрешают…» (Слово в день Богоявления, 4). Ср. с его же «Словом на Рождество Христово».

Проект документа Межсоборного присутствия мне понравился. Хотелось бы, чтобы он был принят без изменений или с минимальными изменениями, без искажения его основных тезисов.

 

Протоиерей Владимир Гамарис