Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
IMG_4685_copy

IMG_4685_copy«Явись постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мт. 6:18).

Вот и наступило для людей, чающих Христова утешения, «время благодатное, время покаяния», «весна души»,- Великий пост. Православным христианам, пережившим эти слова на собственном опыте, они открывают новый взгляд на жизнь, на Церковь, на свое участие в Ней! Потому как Пост, это не просто время, когда нам «полезно очистить организм», а это одно из важных, светлых, трогательных и поучительных событий в годовом богослужебном круге.

В этом году природа лишь намеками указывает, что на дворе уже весна, но по церковному календарю уже наступило время весенних вдохновенных открытий глубин наших душ. Заботясь о своей душевной чистоте, мы начинаем воздерживаться в пище, питие, греховных желаниях и удовольствиях. Ибо из-за греховной испорченности человеческого рода, нарушена гармония между телом и душой, в результате чего желания наслаждаться и обогащаться берут верх над нами, и таким образом человек становиться хуже животного, превращая самое дорогое в своей жизни- Образ, дарованный нам от Бога, в образ унаследованный нами от братьев меньших. Обуздать насилие своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвышенным стремлениям души возможно только с помощью поста. Вот почему Церковь, на основании Святого Писания, и поучений святых отцов, придает посту такое большое значение и утверждает, что без поста невозможна христианская жизнь.

Преп. Варсанофий Оптинский говорит: «Пост бывает двоякий: внутренний и внешний. Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от всего скверного и нечистого, второй — воздержание от скоромной пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом». Случается так, что начинает человек поститься, воздерживается от мяса, но сам не прочь «попить кровушки» человеческой — всюду готов судить весь мир, столкнув Бога с Его престола, ставит свою кандидатуру на Его место и судит, и судит, и судит… А приходя на обед в ресторан или таверну, требует что бы ему принесли постное меню, заявляя во всеуслышание о своем «доброделании». Такой пост Богу не только не приятен, но и мерзок. Особенно мерзко пред Богом лицемерие, а ведь только подумать, кому мы уподобляемся, когда начинаем судить, и клеветать на людей, у которых в самом начале постного подвига коленопреклоненно испрашивали прощения. Поэтому мы должны помнить, что пост, со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может долго оставаться без пищи, но при этом вырабатывать смертельный яд.

В наступившие спасительные дни святой Четыредесятницы, приводя свои мысли и желания в порядок, примиримся с людьми и Богом, сокрушимся жгучими слезами и кровавым потом о своих тьмочисленных грехах, приложим усердие в трудах и радость о грядущем праздновании нашего искупления — Христовой Пасхи.

священник Павел Денисов.