Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Основой для праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы является Священное Предание, которое, в свою очередь, основывается на апокрифическом Протоевангелии от Иакова. Трехлетняя Мария была приведена в храм своими родителями и оставлена там для служения Богу.

Храм в то время был единственным местом, где можно было приносить Богу истинные жертвы. В одном дворе молились принявшие Истинного Бога язычники, далее под открытым небом был расположен двор, в котором молились женщины. Потом – двор, где молились мужчины, а затем двор, где молились и приносили жертвы священники и наконец, собственно святилище. Хотя его двери были всегда открыты, но входили туда только священники с жертвой. И один раз в году только первосвященник входил во вторую часть Святилища – Святое святых.
После того, как был разрушен первый Иерусалимский храм, ковчег Завета, который находился именно в Святое святых, был сокрыт пророком Иеремией (2 Мак. 2; 4-7) и, таким образом, Пречистая Дева была введена во Святое святых самим первосвященником, как бы заменяя Ковчег, как об этом говорит царь псалмопевец Давид «Воскресни, Господи, в покой Твой; Ты и кивот святыни Твоея» (Пс. 131;8). Ковчег Завета, или кивот, был прообразом Божией Матери, но до времени введения Её во храм он не сохранился, очевидно, в знамение того, что в храме должен находиться истинный Ковчег – Сама Пречистая Дева. И как в кивоте Завета лежала манна небесная, так и Божия Матерь родит Хлеб Жизни, сшедший с небес – Христа, Сына Божия.
Этот праздник не только своим названием, но и содержанием богослужения направлен на ветхозаветный храм и основное священнодействие, происходившее в нем – жертвоприношение. Можно сказать, что Дева Мария была принесена в жертву от всего человечества, как об этом говорит песнопение праздника: «Иоаким и Анна, Божию Матерь, Богоприятную жертву в храм введоша днесь». В Пречистой Деве соединилось всё лучшее и прекраснейшее, что было свойственно человеческому существу. Лишь о Ней мы можем сказать, что с самого детства Она как бы носила в Себе всю возможность человеческого спасения, всё неисчерпаемое богатство благодати, излившееся на человечество.
Если такая жертва принесена, то все остальные жертвы уже упраздняются. Этой теме уделено весьма значительное место в богослужении праздника. В первую очередь эту тему раскрывают паремии. В первой из них повествуется об устройстве Моисеем скинии и ковчега Завета и их освящении. Во втором ветхозаветном чтении мы слышим повествование об освящении Соломонова храма и внесение в его Святое святых ковчег Завета. В обеих паремиях центральное место занимает образ ковчега Завета. Однако, наибольшее значение имеет третья паремия – пророчество Иезекииля о новом храме, через затворенные врата которого должен пройти Господь Бог Израилев. (Иезк. 43;27, 44;1-4).
Если в Рождестве Пресвятой Богородицы мы праздновали пришествие, уготование Ковчега для Хлеба Жизни, то Введение во храм есть не что иное, как явление миру этого Ковчега. Пресвятая Дева хотя и была скрыта от посторонних глаз, находясь при храме, тем не менее не была полностью изолирована от мира. В то же время Ее уединение, несомненно, способствовало внутреннему благодатному состоянию мира и покорности воле Божией, что ярко проявилось при Благовещении. С другой стороны, теперь же можно отметить и уход от мира Благословенной, уход от греха, который в мире. Эта Первая Монахиня в продолжение всей Своей жизни не выходила из клети Своей души. По Своем Успении Она лишь телесно покинула мир, душой всегда пребывая со Своим Сыном. Однако и нас не оставляет Пречистая Своим попечением, совершая «небошественное Успение».
Церковь подходит к следующему двунадесятому празднику. По Введении во храм – Храма Одушевленного, Храма Царя Великого, по уготовании для Него Божественного жилища, Церковь идет во сретение празднику Рождества Христова.

иеромонах Серафим (Козин)