Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
40220

Россию часто именуют «Русью православной». На протяжении многих веков она может похвастаться сотнями старинных храмов и монастырей. И лишь история немногих из них насчитывает несколько веков. Во времена гонений на Церковь тысячи православных храмов были закрыты или варварски разрушены. О том страшном времени напоминают руины храмов. Есть и у нас в Турковском районе такое место. Это село Шепелевка. Здесь находится храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского, а вернее, остов здания с пустыми окнами. Полуразрушенный храм стоит на возвышенности, он виден отовсюду.

За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Был утрачен его внутренний интерьер, разрушены шатер и колокольня. Слепыми глазницами разбитых окон он как будто всматривается в глаза каждого проходящего человека и, молча, взывает о помощи.

Если храм не разрушен до основания ни людьми, ни временем, значит, Бог дает шанс людям его восстановить. Численность села более 600 человек. Многие из них заинтересованы в восстановлении храма.

Первую деревянную православную церковь во имя святого Димитрия Солунского возвели в 1756 году и освятили в 1761 году буквально сразу после основания села. Этот храм послужил православным селянам 116 лет. Храм стал ветхим и на его месте в 1872 году на берегу ручья Сухой был тщанием прихожан и землевладельца Суслова Михаила Анемподистовича построен новый храм. Церковь была построена в стиле классицизма и освящена в том же году. Она органически вписывалась в окружающий ландшафт. К востоку церковь украшал один большой барабан с куполом и четырьмя малыми куполами зеленого цвета, увенчанными крестами. Однопрестольный холодный каменный храм имел колокольню, которую венчал большой крест. По воспоминаниям старожилов, на колокольне был один большой и четыре малых колокола. Главным колоколом отбивали часы и звонили в метель. Стены, потолок церкви были украшены иконами и росписью на библейские сюжеты. Снаружи церковь была покрыта побелкой. Кстати, известь для постройки этого храма гасили не менее года. Именно этот компонент и свежие куриные яйца давали прочность построенному зданию. Западная часть здания была обращена к селу парадным входом. Церковь была обнесена кованым забором с парковой зоной. За церковью, к востоку, располагалось кладбище, где хоронили священнослужителей и знатных людей. В памяти старожилов остались два памятника, первый — помещику Кожевникову, отлитый из металла и украшенный стеклянной мозаикой, второй -помещику М.А.Суслову сделанный из черного гранита с надписью:

1456335357 shepelevka5 «Суслову Михаилу Анемподистовичу.
Благодарное Балашовское земство за строительство храма и школы.
Родился 20 октября 1851 года.
Умер 30 марта 1910 года».

В приход помимо самой Шепелевки входили соседние деревушки Ладонка и Ольховка. Рядом с церковью стояло здание сторожки, одна половина которой служила караульным помещением, а другая была отдана под церковно-приходскую двухклассную школу. Здесь обучали Закону Божиему, арифметике и русскому языку. Священники выступали в качестве учителей.

Вот так выглядел храм в 1936 году за год до закрытия.

Практически, единственным священником в храме с 1889 года был иерей Евгений Иванович Тихомиров. Родился он 8 января 1866 года в Кузнецком уезде в семье священника. С 1875 по 1879 годы обучался в Приходском Духовном Училище. В то время обучение детей священников в духовных школах было привычным явлением. Дети, уклонявшиеся от учебы в этих школах, исключались из духовного сословия. В духовном училище Евгений получил первоначальное образование и подготовку к церковному служению. Училище имело 4 класса. Программа приравнивалась к программе четырех классов гимназии.

Дальнейшее обучение будущий священник получил в Саратовской духовной семинарии, которую успешно закончил 27 июля 1886 года.

В сентябре 1886 года был назначен на дьяконское место при Соборной Иоанно-Предтеченской церкви в городе Вольск. В январе 1888 года ему было предоставлено священническое место в селе Тепляковке Саратовского уезда. 21 февраля 1888 года состоялось его священническая хиротония. В августе 1889 г. получает перевод в село Щербедино (второе название Шепелевки по реке) Балашовского уезда в Димитриевскую церковь.

В 1899г был утвержден законоучителем Щербединской церковно-приходской школы. В сентябре 1903г назначен преподавать Закон Божий в Памятском земско-общественном училище. За преподавание священник получал за урок 77 коп.

На протяжении всей службы в храме священник был награжден:

— благодарностью за исправность в своевременном представлении к цензору сочинений своих (1871 год),

Набедренником (1899 год), Награждение производилось указом епархиального архиерея. Скуфьей (1903 год) и камилавкой (1909 год).

Священник Евгений Тихомиров остался в памяти шепелевцев до сей поры. Его запомнили как священника от Бога: доброжелательного, отзывчивого, принципиального, обладающего силой слова и убеждения. Он был разносторонней личностью, кроме преподавания Слова Божьего, был скрипачом и руководителем церковного хора.

Рядом с ним на православной ниве многие годы трудились диаконы В.Г. Яковлев и И.Г. Гусев. Звонарем служил Федорин Савелий Алексеевич. Колокольный звон разносился по округе, ободряя душу, зовя ее к возвышенному, отвлекая от земных, часто грешных дел. У многих людей рука непроизвольно тянулась совершить крестное знамение. Вообще, колокольный звон очень созвучен с душой и высоким духом русского человека. Такой же величественный, чистый, светлый…

Но с приходом советской власти начались гонения на священников и верующих и в нашей местности. Гонения приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году, когда был принят Декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь в бесправное положение, и продолжались на протяжении практически всего советского периода. Сотни православных были согласны с мыслью: «Отделение Церкви от государства считать равносильным отделению души от тела, русский человек, как православный христианин и как гражданин, не может разделиться… Церковное достояние — достояние верующего народа…».

В это непростое время настоятель Димитриевского храма все равно исправно нес службу. Его сын служил в НКВД. Лично запрещал проводить в храме службы, крестить, отпевать. Но, несмотря на все запреты, священник откликался на любые требы своих прихожан. Время шло, законы ужесточались. В 1937 году в с. Шепелевка власти закрыли церковь и попытались ее разрушить. Однако жители Шепелевки встали на защиту православной святыни. Возглавил это движение член церковного совета, крестьянин Федор Федорович Сидоров. В борьбе за сохранение храма его активно поддержали многие верующие села. За что он будет арестован, а вскоре расстрелян. В вину ему поставили сопротивление снятию колоколов с церкви, «упорное подстрекательство на сопротивление несознательной массы населения Шепелевки».

В день, когда была предпринята попытка разрушить храм, собрались почти все жители села. Кто пришел по своей воле, а кого и пригнали насильно. Смелых и протестующих было не так много. Но именно эта небольшая горстка людей выразила свое несогласие. Протестующих отогнали от здания церкви, а священника Евгения Тихомирова посадили в повозку, запряженную лошадью и хотели увезти. Однако, находившиеся здесь бывшие монастырские насельницы (возможно, из Балашовского Покровского женского монастыря) и служители церкви отстояли его.

Все-таки храм стали безжалостно разрушать. По приказу властей с церкви были сброшены колокола и разрушена колокольня. Многие люди, спасая церковное имущество, разнесли по домам иконы и другую церковную утварь. Так 84 года назад завершилась история храма во имя св. великомученика Димитрия Солунского. Очень бы хотелось надеяться, что наступит день, когда начнется восстановление святыни.

К счастью, на местном кладбище сохранилась могила последнего священника храма Е. Тихомирова. На ней верующая из Саратова Овчарова Светлана Владимировна на свои средства поставила крест и ограду. На могилу часто приходят православные и молятся. О священнике сохранилось много легенд. (Из воспоминаний С.В. Овчаровой и старожилов села Шепелевка)

Молебен в здании храма 19 октября 2014 года«Если выдавался засушливый год, то верующие шли в храм и просили батюшку помолиться о дожде. И через некоторое время дождь начинался. А когда батюшки не стало, то верующие с крестным ходом шли к могиле священника. Помолившись, они не успевали добежать до дома, как начинался ливень. И это было неоднократно.

Когда храм был закрыт, то многие помолиться о своих потребах шли на могилку к батюшке Евгению. И многие получали его помощь.

В годы ВОВ, а зимы тогда были морозными, если кто-то умирал, а могилы некому было копать, то его хоронили в гробнице батюшки. По словам старых людей, двоих или троих человек похоронили таким образом».

В заключение хочется отметить, что восстановление храмов — моральный долг общества и государства перед теми, из чьих душ и сердец силой вырывали все, что было дорого, что было связано с Богом. В жизни каждого человека есть то, за что он хочет отблагодарить Бога. А участие в восстановлении, реставрации или строительстве храма — лучший способ сделать это.

Ольга Николаевна Масленникова