Многие из тех, кто читает эти строки, конечно, знают, что никакой Страстной седмицы перед Рождеством нет и быть не может! Так называется неделя предваряющая празднование Светлого Христова Воскресения. Эта неделя насыщена воспоминаниями священных событий из земной жизни Спасителя, что выражается в первую очередь в богатом богослужении этих дней. И каждый христианин старается посетить в эти дни храм, для того чтобы вновь прикоснуться к духовному наследию святоотеческой мысли, ярко выраженной в песнопениях.
Но все это Пасха, праздников праздник… А как же Рождество? Неужели и этот праздник предваряется подобным периодом? Праздник Рождества Христова это, если можно так сказать, зеркальное отображение праздника Пасхи. На первый взгляд это можно не заметить, но при более вдумчивом сравнении такой вывод напрашивается сам собой.
Начнем с подготовки к двум этим праздникам. В обоих случаях их предваряет многодневный пост. Великий пост это совокупность двух постов – поста Святой Четыредесятницы и поста Страстной седмицы, которые разделяются между собой Лазаревой субботой и праздником Входа Господня в Иерусалим. Пост же Рождественский в богослужебном уставе Православной Церкви – Типиконе, прямо называется «Малой Четыредесятницей», что указывает на его аналогию с многодневным постом, предваряющим Воскресение Христово.
Приближаясь к самому Рождеству, мы вступаем в особый период. Второго января начинается усиление поста, которое продолжится до окончания поста. Уже это напоминает нам пост Страстной седмицы. Но на этом сравнения не заканчиваются. В продолжении этих дней на богослужении называемом Малое повечерие, которое к сожалению нечасто можно услышать в приходских храмах, исполняются особые песнопения – трипеснцы. Обычный канон, читаемый на каждой утрене, имеет девять песней. Эти песни разделяются между собой, так называемыми ирмосами, в которых дается указание на содержание каждой песни. Богослужение Страстной седмицы среди прочего отличительно и тем, что в канонах этих дней присутствуют лишь три песни, отчего и получено такое название. Трипеснцы, которые читают на клиросе перед праздником Рождества Христова, по своему содержанию говорят в первую очередь о самом празднике, но также значительное внимание посвящается непосредственно нашей внутренней подготовке к усвоению духовных плодов Пришествия в мир Воплотившегося Сына Божия.
Однако по своему построению описываемые трипеснцы идентичны тем, что исполняются в дни Страстной седмицы. Это в первую очередь сами ирмоса. Например, четвертого января это ирмос «Сеченное сечется», который будет также повторяться в Великий Четверг. Ирмоса канона положенного шестого января полностью построены по образцу ирмосов канона пасхальной полунощницы «Волною морскою».
Параллель со Страстной седмицей не заканчивается. В Рождественский сочельник, т.е. канун Рождества Христова богослужение начинается Царскими часами, на которых кроме обычных псалмов звучат особые стихиры и тропари, а также Ветхо- и Новозаветные чтения, пророчествующие или говорящие о Боговоплощении. И подобное богослужение встретим мы в храме в Великую Пятницу… Нельзя не сказать о богослужении Великих часов, которое кроме непосредственного приготовления верующей души к принятию Богомладенца, говорит еще и о различных отношениях человека ко Христу. Как тогда так и сейчас не все принимают Христа своим Спасителем. Происходит это по разным причинам, но особые тропари, поемые на этих часах, дают один яркий пример – сомнение. Праведный Иосиф Обручник, о котором поется в тропарях, был не готов принять такое чудо, более того, он укоряет Марию за то что Она в тайне от него зачала, что за радость Она принесла ему скорбь, за честь – срамоту. Конечно он боится и наказания от священников, которые вручили ему сохранение девства Богоневестной. Однако уже в следующем тропаре мы видим Иосифа, уверившегося в том, что «Бога родит Мария несказанно». Это уверение стало следствием явления Иосифу ангела во сне. Следующие тропари уже посвящены лишь все большему уверению Иосифа в том, что зачатие действительно произошло от Духа и что Рожденный есть Сын Божий. Так Церковь дает нам пример для подражания – вместо того чтобы пытаться умом понять великую тайну Боговоплощения, нужно сердцем принять Христа.
Кроме этого Божественная литургия, совершаемая вслед за службой Царских часов, начинается довольно необычно, а именно праздничной вечерней. Это обусловлено тем, что в древности и сама эта Литургия совершалась вечером. Именно из-за этого и возник строгий пост в этот день – люди ничего не вкушали с самого утра, потому что вечером причащались. Таким же образом Литургия начинается и в Великую Субботу. В обоих случаях на вечернях исполняются праздничные стихиры, а в конце всего богослужения поется праздничный тропарь. В конце Литургии совершаемой в сочельник, из алтаря выходит духовенство, впереди несут горящую свечу, которая напоминает нам свет Вифлеемской звезды, возвестившей миру о Рождении Спасителя.
Невольно задаешься вопросом – почему же мы так стараемся пропустить страстные службы, корим себя за его пропуски, но совершенно не заботимся, в большинстве случаев, о подготовке к «трехдневной Пасхе» – Рождеству Христову? Конечно это не отсутствие желания, скорее это отсутствие знания. Обладай мы немного большими знаниями богослужения и наше отношение к нему изменилось бы. Это были бы уже не часовые, утомительные службы, а минуты, именно минуты общения с Богом! Время, когда уходят все наши невзгоды, когда мы ощущаем себя полноценными участниками всех празднуемых событий. И находясь в эти предрождественские дни в храме, мы будем стоять при яслях Богомладенца и подобно волхвам и пастухам принесем Ему свои дары – молитву и уже прошедший пост.