Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
640.05_07_00

Untitled document

640.05_07_00Продолжается Петров пост и очень важно помнить каждому православному христианину, что надо чаще ходить в церковь и участвовать в богослужении. Нельзя оправдывать себя различными личными обстоятельствами, возможностями и невозможностями.

Конечно, посещать все постные богослужения, очень сложно т.к. многие люди работают, но каждый человек может присутствовать хотя бы на некоторых из них. В первую очередь – это субботние и воскресные службы. В течение поста необходимо приступать к Таинствам Исповеди и Причастия. Тут не могут быть убедительны никакие ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее. Все зависит только от серьезности нашего отношения к Богу. Пост в этом году длится один месяц и для того, чтобы хоть несколько раз за это время прийти в храм, нужно минимальное усилие. Но, лишая себя этих нескольких раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины православных богослужений, но и того, что придает нашему говению смысл, делает его действенным.

В чем же особенность поста христианского? Пост, как физическое лишение или ограничение в пище, совершенно бесполезен без духовной составляющей. Духовная сторона поста состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, устремились к Нему. Поститься следует ради Бога. Мы должны через облегчение для тела ощутить Его присутствие в своей душе. Постом и молитвой изгоняется из нас все недоброе и нечистое. Однако здесь важно трезво рассчитать свои духовные силы и физические возможности, чтобы, не начав чрезмерно строго поститься, затем по немощи и вовсе оставить пост. Каждый, хоть раз испытавший на себе постную практику, знает, что разумный пост не ослабляет нас, а создает легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту.

Наконец, от нас требуется образ жизни, который не был бы противоположностью п осту. В прежние времена в православных странах само общество создавало великопостную атмосферу, подчиняясь известному ритму жизни, определенным правилам: об этом напоминал особый, постный звон церковных колоколов, закрыты были все увеселительные заведения, прекращались великосветские приемы. Мы не живем в православном обществе. Мир, в котором живем мы, не меняется во время поста. Поэтому от нас требуется особое усилие, необходимо еще раз обдумать взаимосвязь между внутренней религиозной жизнью и ее внешними проявлениями.

В первую очередь это касается семьи. Именно дома, в семье, а не в школе и даже не в церкви образуется основа, стержень мировоззрения человека, что особенно важно для детей. И первый постный обычай, который должен прививаться в семье, – это решительное прекращение просмотра телепрограмм, компьютерных игр и интернета. Наша жизнь переполнена информацией, весь мир входит в наши дома с экранов телевизоров. И мало-помалу элементарный опыт внутренней жизни, красота реального мира просто исчезают, человек становится неспособен наслаждаться тишиной, теряет способность к молитвенной сосредоточенности, да и к молитве вообще. Но тишина, созданная отсутствием светского шума, не должна быть пустотой. Душа наша питается молитвой, но и разум тоже нуждается в пище. Церковь постом ждет от нас обогащения нашего духовного и умственного внутреннего мира. Чтение душеполезной литературы и духовное размышление дают человеку возможность обрести этот внутренний мир и его радость.

Пост – это и время размышлений о смысле жизни, об отношениях с людьми. И если наша вера имеет какое-либо значение, она должна быть соотнесена с жизнью во всех ее сложностях.

Иерей Анатолий Орлов