Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Рождественский цикл богослужений посвящен по преимуществу воспоминаниям событий Ветхого Завета. Что же связывает праздник Воздвижения с этим периодом?
Для того чтобы увидеть историческую связь этого события с остальными праздниками данного периода, необходимо обратиться к связующему звену – празднику Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот величественный храм был заложен и построен при императоре Константине после обретения его матерью, царицей Еленой, Древа Животворящего Креста Господня в 325 году.

Говоря об истории праздника Воздвижения, нужно начать с чудесного явления Креста на небе императору Константину. 28 октября 312 года, перед боем с Максентием. Императору Константину было знамение, о котором говорит церковный историк: «когда солнце начало уже склоняться к западу, говорил царь, я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение Креста с надписью – «Сим побеждай».

Несомненно, что с самого начала христианства Крест имел особое почитание. Однако какое-то особое почитание именно Древа Креста Господня не нашло своего проявления в первые века. После взятия и разрушения Иерусалима Титом в 70-73 годах местность города была подвержена большим изменениям. Места, на которых происходили священные события Нового Завета и вовсе предавались забвению или осквернению. Так, например, на Голгофе возвышался алтарь богини любви и сладострастия Венеры.
После победы, одержанной над Максентием, Константин желает найти тот Крест, на котором был распят Спаситель. Это намерение поддержала его мать, царица Елена, которая, будучи в преклонном возрасте, отправилась в Иерусалим на поиски непобедимого Оружия. По иудейскому обычаю погребали орудие казни возле самого места казни. Масштабы поисков были не очень велики. Как известно, после обретения Креста при многочисленном стечении народа Иерусалимский епископ Макарий поднимал его для всеобщего обозрения, отчего праздник и получил свое название.

Теперь следует вновь вернуться к празднику Обновления храма Воскресения. Установление праздника Крестовоздвижения связано именно с освящением этого величественного храма хотя бы уже потому, что чин Воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении Иерусалимского храма. Служба Обновления является логическим переходом от дней попраздства Рождества Божией Матери, когда мы воспевали Ее как Храм Божества. Теперь, вспоминая освящение величественного рукотворенного храма мы не должны забывать о том, что и сами являемся вместилищем Духа Святого, храмом, в котором живет Бог. Поэтому, празднуя обновление Храма Воскресения, нам будет прилично позаботиться и о обновлении своего внутреннего храма, своей души.
Само богослужение праздника, его песнопения посвящены восхвалению как искупительного подвига Спасителя, так и прославлению самого Креста, напрямую послужившему «таковому о нас смотрению».

Одна из паремий (ветхозаветных чтений) (Ис. 60:11-16) говорит нам о будущей славе нового Иерусалима. Достижение этого горнего града было бы невозможно без крестной жертвы. Таким образом, третья паремия говорит о плодах страданий Спасителя на Кресте. Кроме этого, упоминание в этом отрывке трех пород дерева – кипариса, певка и кедра, дало некоторое основание утверждать, что именно из этих пород и состоял Крест Господень, что нашло отражение и в других богослужебных текстах. Так, например, в Октоихе воскресный канон второго гласа дает прямое указание на эти же древесные породы: «Яко кедры Христе, языков шатание сокрушил еси волею Владыко: яко изволил еси на кипарисе, и на певке, и кедре, плотию совозвышаемь».

Хвалитные стихиры также прославляют Крест, вспоминая историю события. Крест воспевается как упразднение смерти и, одновременно, начало жизни: «В сей день виден Крест, воздвигаемый от земли, которым все мы к Богу привлечены и до конца поглощена смерть. О Древо непорочное, благодаря которому мы наслаждаемся той, что в Эдеме пищею бессмертия» — переводим мы одну из стихир на русский язык.

Таким образом, все богослужение этого праздника говорит нам о спасительной силе Честного Креста. Святая Церковь не случайно вводит этот день в число наиболее торжественных, так как, по слову преподобного Нила Синайского, «Единым спасительным Крестом спасается род наш».

Святая Церковь, призывая нас возобновить наш завет с Богом и снова последовать за Ним по Его пути, побуждает нас вспомнить об обновлении храма нашей души и предлагает в самом начале церковного года для поклонения Честной Крест, напоминая о том, что спасение достигается только лишь терпеливым несением своего креста.

иеромонах Серафим (Козин)