Сорокадневный период отделяет Вознесение от Пасхи, являясь попраздством и Вознесение празднуется сразу после отдания Пасхи. О событии праздника более подробно говорит евангелист Лука (Лк. 24,50-51), а также упоминает евангелист Марк (Мк. 16,19), однако Лука продолжает повествование в книге Деяний апостольских (Деян. 1, 9-11). В этот день мы вспоминаем как Господь Иисус Христос возвел своих учеников на гору Елеон, и после слов назидания и заповеди о проповедании Евангелия, вознесся на небо благословляя апостолов. По преданию, там же была и Его Пречистая Матерь, что нашло свое отображение в иконографии, а также в богослужебных текстах праздника. Вознесение можно по праву назвать праздничным днем, так как Господь не просто вознесся на небо, но вознес с Собой и плоть подобную нашей, то есть обожил человеческую природу — что было начато в Боговоплощении, то закончено теперь.
Отдельное празднование этот день получил не сразу, так как весь период в пятьдесят дней именовался Пятидесятницей, и его окончание было воспоминанием и Сошествия Святого Духа на апостолов и Вознесения Господня. Выделение этого праздника в V веке можно связать с обличением ереси Македония и желанием Святой Церкви показать благодатное действие Святого Духа в деле домостроительства нашего спасения. Хотя Михаил Скабалланович говорит о том, что «установлению праздника могло способствовать сооружение царицей Еленой на масличной горе великолепной базилики», тем не менее, тема ожидания Святого Духа прослеживается уже в стихирах на «Господи воззвах»: «Господь вознесеся на небеса, да послет Утешителя миру… Отец ждет, Егоже в недрах имать соприсносущна: Дух же Святый велит всем ангелом Его». Ожидание обещанного Утешителя составляет смысловую основу стихир данной группы. Практически в каждой из них мы слышим напоминание о ожидании Святого Духа, «просвещающего души наша». Особое место занимает стихира поемая на «Слава и ныне», так как в ней содержится весь спектр событий, которым посвящен праздник. Прославление вознесшегося Господа начинается с воспоминания о Его вочеловечении, под которым несомненно следует понимать и всю земную жизнь Спасителя, Его крестную смерть и Воскресение. Также песнопение говорит о значении праздника по отношению ко всем нам: Спаситель «падшее естество наше милостивно вознес, Отцу спосадил». В этих словах, а главное в самом священном событии мы находим исполнение слов царя Псалмопевца Давида «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (Пс. 109, 1). Рядом с Божеством Спасителя воссела и Его человеческая природа.
Три ветхозаветных чтения посвящены воспоминанию пророчеств, о Вознесении Господа с горы Елеон. Так первая из них, принадлежащая пророку Исаии (Ис. 2, 2-3), изображает Церковь под видом горы и указывает именно на Церковь Новозаветную, к которой будут причастны все народы.
Вторая паремия, принадлежащая тому же пророку, хотя и обращена ко всем верным, в то же время содержит особый смысл при применении этих слов к пастырям словесного стада Христова. Апостолы получили от Христа повеление проповедовать и повеление это не утратит своей актуальности вплоть до Его Второго и Славного Пришествия, так как преемственность через рукоположение делает обязанными всех пастырей исполнять повеление Божие. И пророк, от Лица Божия, говорит именно об этом: «ровняйте дорогу, убирайте камни» с пути всех приходящих к Нему.
Третью паремию можно назвать эсхатологической, поскольку в ней пророк Захария говорит о будущем Церкви, которая ожидает Своего Главу – Христа. Однако в конце времен «когда Она (Церковь) станет Царством Божиим, тогда только имя Христово будет славиться всеми племенами и народами», а пока Господь возносится на небеса, вверяя нас Богу Духу Святому.
Литийные стихиры посвящены прославлению Христа как Богочеловека. В них подчеркивается предвечное рождение Сына от Отца и неразлучность всех лиц Пресвятой Троицы и после вочеловечения Бога Слова. Святитель Амвросий Медиоланский в своем слове на этот день говорит что Вознесение: «явило нам в Иисусе Христе таинства Человека и Бога. В одном и том же Лице познай и божественное могущество Возносящего и возносимое человечество».
Стиховные стихиры имеют богатую смысловую окраску и перекликаются с другими группами песнопений данного праздника. Так например первая из них перечисляет те благодеяния, которые совершил Господь ради нашего спасения и которые составляют основу богослужебного года, такие как Рождество, Богоявление, страдания, смерть и Воскресение, Вознесение. Далее Вознесшийся прославляется как Царь, в чем видится аналогия с третьей паремией праздника. В конце стиховных стихир вновь мы призываемся, подобно апостолам, к ожиданию Божественного Утешителя: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне, еже вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя, еже освятити души наша» — говорит нам последняя из этих стихир.
Праздничное богослужение имеет два канона, первый из которых принадлежит преподобному Иоанну Дамаскину, второй — преподобному Иосифу. Творение преподобного Иоанна исполнено прославлением Христа как Царя Небесного, пожившего с нами и вознесшего нашу плоть ко Отцу. Третья песнь говорит о нашем прославлении, обращаясь ко Христу: «восходом Твоим вознесл еси, и с собою нас прославил еси».
Глубокий смысл праздника раскрывает нам кондак, в котором говорится, что именно Вознесение является исполнением замысла Божия о нашем спасении. Обожение человека – вот то, ради чего и пришел Господь в мир, и сегодня это обожение, спасение явилось во всей полноте на примере Самого Господа Иисуса Христа. Вознесение Господне для нас есть открытие пути на небо, к вечной жизни, которая дарована каждому верующему во Христа благодаря Его крестной смерти и Воскресению.
Хвалитные стихиры, как одна из самых торжественных частей утрени, вновь обращают наше внимание ко Христу, как к Царю. Начиная с вечерни и на протяжении всего канона эта мысль проходит красной нитью в богослужебных текстах. Это не случайно, так как Господь, по свидетельству ангелов, вознесся для того, чтобы придти вновь во всей своей славе, как Царь и Бог.
Все богослужение праздника приводит нас к мысли о том, что благодаря Вознесению мы стали сопричастными Богу настолько, насколько стало неотъемлемым человечество Христа в Его двусоставной природе Богочеловека. Более того, Господь, вознесшись на небо, вместе с тем исполнил обещание, заключенное в словах «Аз есмь с вами». Это пребывание с нами несомненно нужно искать в таинстве Евхаристии, где мы соединяемся с той плотью, которую Христос и вознес ко Отцу, сделав ее причастной Божественной славе. Принимая в себя Святые Тайны, мы находимся в действительном и действенном общении с Богом, человеческая природа Которого была во всем подобна нашей кроме греха, от которого и избавляемся мы, соединяясь в Воскресшим Победителем греха, проклятия и смерти.
Таким образом, Своим Вознесением Господь не просто вернул нам первоначальное состояние человеческой природы, устранил следствия грехопадения прародителей, но превознес наше существо, как говорит апостол Павел: «превыше всякого начальства и власти и силы и господства» (Еф. 1, 21), то есть выше ангелов. Сегодня Человек Христос по праву воспринял всю славу Предвечного Божества, что и нам дает возможность приобщиться к этой славе.
Как уже было сказано, в песнопениях Вознесения часто встречается упоминание о ожидаемом Утешителе. Так Церковь подготавливает нас к следующей ступени, переступая которую мы попадаем в другой период Священной истории, в жизнь Церкви после Вознесения Христа. Хотя видимым образом Господь покинул своих учеников, Дух Святый, Который по слову Христову пребудет с нами во век (ср.Ин. 14, 16), не перестает действовать в нас, и именно этому посвящен следующий период церковного года, начинающийся с праздника Пятидесятницы, и заканчивающийся праздником Успения Пресвятой Богородицы.
иеромонах Серафим (Козин)