В подростковом возрасте человек оказывается на перепутье: он пересматривает то, что уже успели воспитать в нем родители, ищет свой, личный подход к истине. Как говорить с молодыми людьми о Церкви? Как найти правильные слова и не оттолкнуть? Как мы сами должны духовно подготовиться к этому непростому диалогу? На эти вопросы отвечает протоиерей Александр Овчаренко.
Как говорить с детьми о вере и Церкви… Если с малышами это еще возможно, то с подростками уже требуются особые подходы. Однозначного рецепта здесь нет. И слава Богу! Мы все разные, разные и наши дети. Поэтому ко всему нужно подходить с рассуждением. Все, что делается и говорится без рассуждения, может привести к крайне печальным духовным последствиям… Без рассуждения нет и добродетели.
Вспомнить себя, какой я есть на самом деле, без масок
Родитель, взрослый, священник, начиная разговор с подростком, должен в первую очередь (все, конечно, зависит от обстоятельств, и времени, и случая, который привел к разговору) найти самого себя, того, кто стоит пред Богом в таинстве Исповеди или в редкие минуты внимательной молитвы чувствует присутствие Божие. Вот это и нужно вспомнить, вспомнить себя, какой я есть на самом деле, без масок — и именно из этого состояния разговаривать с детьми. Все мы, вольно или невольно, носим множество масок — «учителей», «начальников», «страдальцев», «бывалых» и т.д. Эти маски, личины — заведомо ложные и фальшивые одежки для наших личностей. Подростки очень остро и сразу чувствуют эту фальшь. Жизненно важно, чтобы момент разговора носил искренний характер участия, неравнодушия, боли, но не за себя, а за них! В этом большая разница!
Вера детей — это еще только «вера папы и мамы», потому что «так надо» или чтоб «не ругали», или (в подростковом возрасте) по инерции, если дети ходили в храм с младенчества. У них еще не было личной Встречи, той единственной и удивительной, которая должна произойти в их жизни. Это редкий, исключительный случай, можно сказать даже, уникальный случай, и, несомненно, его можно расценивать только как действие особой благодати, — когда мы наблюдаем в святых детях веру настоящую, живую, твердую.
Очень трудно говорить детям о вере, особенно подросткам… Это особые люди, с которыми нельзя понарошку, нельзя использовать штампы и мертвые образы. Через минуту скуки они уже будут в другом мире, через пять — они уже будут избегать вас. Но это не значит, что мы должны заигрывать с ними и развлекать их. Я повторюсь, только искренность и только уважение к собеседнику, подчеркнутое уважение, даже, я бы сказал, восприятие его как равного собеседника, а не какого-то глупого юнца, является действенным.
Слова должны быть простыми и доступными
Сначала нужно выстроить взаимоотношения, а потом уж взаимодействие (т.е. необходимо сначала наладить правильные человеческие отношения, чтобы получился разговор). А тут с каждым свое, индивидуальное. Нельзя читать морали. Неправильная проповедь, нарочитая набожность отталкивает подростка от Бога и Церкви. Слова должны быть простыми и доступными. Христос проповедовал ученикам и народу притчами, которые были понятны им. Если мы как бы обрушиваем Евангелие на подростка, то у него срабатывает «инстинкт самосохранения» его подросткового мира. Но если мы не навязываем и не давим, мы даем человеку возможность открыться нам навстречу. Мы не должны «загонять» их в Царство Божие, мы должны постараться подружиться с ними. Хорошо бы узнать интересы и проблемы собеседника, то есть начать простой разговор «по душам». А тем и «мостиков», чтобы перейти к разговору о «едином на потребу», всегда будет предостаточно.
И лучше не все разжевывать, надо дать душевную, духовную пищу и оставить — дать возможность подростку самому думать, страдать, размышлять, делать выводы. Конечно, тут требуется искусство — направить его за Христом, но другого пути нет. Если мы действительно хотим, чтобы они стали настоящими верующими, нам надо рисковать. Как, в принципе, и везде. Различать надо всегда возраст подростка, это очень важно, так же есть свои особенности в том, кто это — девушка или парень. Есть своя специфика. Надо признавать их право на собственный выбор и ошибки. Это право закреплено и Самим Богом — в виде их свободной и уникальной души. Это априори.
Вообще-то любой разговор о вере должен начинаться не с духовных моментов, а с правильной душевности. Помните слова апостола Павла из первого послания к Коринфянам? Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор.15, 46). Вот например. Разбилась чашка. Дети. Игровая ситуация. Секунда — и детский взгляд уже ищет поддержки: только что он был безгрешно весел (здесь 50-й псалом некстати), а сейчас уже он встревожен, еще нет испуга, но он уже ждет… Чего ждет ребенок? Что он может услышать от нас? Вариантов на самом деле только два. Первый — ярость, бешенство родителей, наказание ребенка. И, как следствие, страх, парализованность мысли, чувств и наконец, в будущем, — слабость души. Выводов никаких. Мы спешим наказывать детей. И, как правило, наказываем не за нравственные проступки (лень, обман, подлость, трусость), а за то, что нам помешали «расслабляться» или мы понесли убыток. И второй. Какая прекрасная возможность для взрослого, для родителя, этот спонтанный пример жизни. Как расставить приоритеты? Надо воспользоваться им и указать на что-то главное. Пример. Младший разбил, а старшая сестра стала убирать. Подсказать младшему, что нужно поблагодарить сестру и поцеловать ее в щечку. Не бояться признавать свою ошибку и уметь ее исправить. Быть осторожным с вещами: хранить свою совесть надо ведь по отношению к Богу, людям и вещам. Это уже, конечно, больше относится к старшим детям. И старшим это будет хорошим примером любви, помощи ближнему и хорошим тренажером — не подсчитывать свои заслуги и добрые дела. Мала чашка, а польза от нее может оказаться огромной.
И все равно ему, подростку, будет интересна не ваша компания, а компания сверстников, и надо признаться, что это так и есть на самом деле, это очевидность. Но наш разговор будет обращен от сердца к сердцу, и подросток не сможет это не почувствовать и не оценить. Мы не сможем их заставить не совершать ошибок и грехов, это невозможно в принципе. Они поступают так, как поступила несмышленая, невнимательная, самоуверенная Ева. Они думают, что весь мир у их ног, и захотят попробовать грех «на зуб». Но одно дело — это сразу выплюнуть, другое дело — потянуться за следующим «плодом». И вот здесь мы можем успеть построить фундамент, установить стержень, на который когда-то потом смогут опереться наши дети, и, надеемся, они сделают выбор в пользу добра и добродетели.