Когда вокруг сгущаются тучи, кажется, что на твою семью, на всю страну посланы скорби. Сколько терпеть и как рассуждать, когда чувство несправедливости заняло всё твоё сердце? О том, что сегодня переживает весь мир, об уповании на Господа говорит митрополит Афанасий Лимассольский — известный и любимый в Греции, а теперь и за её пределами проповедник, чьи беседы и наставления дают новые силы и вдохновляют на работу над собой.
Неоспоримым фактом является то, что мы живём в очень сложный период истории человечества. Проблемы и трудности нашего века так или иначе касаются практически каждого человека. Современный мир можно уподобить кораблю без управления, попавшему в шторм, когда никто из команды не знает, где они находятся и куда волны несут корабль.
Когда подобное происходит в отдельно взятой семье, в стране или в обществе в целом, это означает, что проблема вполне реальна и серьёзна. Современного человека невозможно успокоить, сказав, что не происходит ничего страшного. Правильно в такой ситуации будет обозначить конкретную проблему и постараться найти способ её устранить. Когда страдает один конкретный человек или целая страна, это вовсе не означает, что эти скорби ниспосланы Богом, так как Господь не желает, чтобы Его создание — человек — мучилось. Надо также понимать, что Господь не соучаствует во зле, которое с нами происходит. Скорби и страдания не происходят от Бога, они находят на нас либо по причине нарушения человеком Закона Божия, либо от дьявола. Однако откуда бы ни приходили скорби, человек должен употребить всё искусство и мудрость, чтобы действовать разумно во время искушения, чтобы духовным трудом и старанием преобразить скорбь. Тогда Господь, видя наше усилие, благословит наш труд, и обратит скорбь в источник радости, и непроглядную тьму преобразит в свет истины.
Никто из живущих на Земле не может избегнуть скорбных обстоятельств, ни грешники, ни святые, ни богатые, ни бедные, никому не удастся избежать вкушения горечи скорбей. Вопрос не в том, чтобы их избежать, а в том, как их правильно использовать.
Апостол Павел, обращаясь в послании к скорбящим христианам своего времени, не говорит им: «Христиане, Бог избавит вас от всех трудностей и от смерти». Он говорит другое: Не скорбите, якоже и прочии не имущие упования (1 Фес. 4, 13). Конечно, вы будете подвергаться различным скорбям, и вам самим «оружие пройдет душу», но он призывает их быть внимательными, чтобы не уподобиться прочим не имущим упования. То есть он хочет им сказать: «Вы, чада Церкви, должны противостоять скорбям и шествовать среди искушений, имея упование только на Владыку Христа».
Я думаю, что находясь в нужде, не так-то просто помогать ближнему. Когда ты сам должен выплачивать кредит банку, а твой сосед пришёл занять у тебя денег, ты, как говорится, хорошо подумаешь, прежде чем открыть дверь. Но есть и обратная сторона медали, потому что эти проблемы многому нас научают. Если говорить начистоту, то мы сами ответственны за сегодняшний кризис, так как мы понадеялись на вещи, «в которых несть спасения». Я верю, что эти трудности в конце концов приведут нас к положительному результату, но сначала человек пройдёт через ряд горьких опытов. Что же может сделать христианин, находясь в таком положении? Прежде всего, необходимо иметь несомненную веру в то, что не президенты стран, а Бог управляет миром. Даже дьявол не имеет над миром никакой личной власти, о чём говорит нам Евангелие. Дьявол показал Христу все царствия земные в мгновение ока, говоря: Сия вся Тебе дам, аще пад поклонишимися (Мф. 4, 9). Христос ответил ему: Господу Богу поклонишися и Тому единому послужиши (Мф. 4, 10), — и тогда оставил Его дьявол.
Некоторые люди полагают, что человеческим усилием и изворотливостью можно добиться любого положения в обществе. Конечно, если на тебе лежит ответственность за других людей и ты вынужден поступать на благо ближнего, то в этом случае можно достичь хорошего результата, подобно капитану корабля, который беспокоится за души вверенных ему пассажиров и старается внимательно вести корабль.
Но прежде всего, христианин должен иметь в виду, что этим миром управляет Бог, а не человек, и за Ним остается окончательное «да» или «нет». Пускай некоторые люди, из-за своей злобы соучаствуя с дьяволом в злых делах, творят беззакония и создают разные проблемы в семьях, обществах и даже целых странах, но без попущения Божия они не имеют над людьми никакой власти. Когда Пилат допрашивал стоявшего перед ним, подобно Агнцу, Владыку Христа, то Христос не отвечал на его вопросы. Тогда Пилат сказал Ему: Мне ли не отвечаешь? Или не знаешь, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? (Ин. 19, 10). Иисус отвечал: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин. 19, 11). Эти слова — указание нам, что мы должны иметь несомненную веру в то, что всё, случающееся в мире, делается с Божиего попущения.
В том, что сейчас происходит в мире, в экономическом кризисе наших стран, виноваты мы сами, всё это — последствия злоупотребления материальными благами и неправильного управления экономикой. Теперь нам осталось лишь просить Бога, чтобы он вмешался в нашу жизнь Своим Божественным Промыслом и избавил нас от этих бедствий.
Каким образом Бог может нам помочь? Если человек от всего сердца обратится к Богу, раскаиваясь в своём неправильном поведении, признает, что до сегодняшнего дня он вёл безбожную и пустую жизнь, тогда Господь призрит на его смирение и окружит такого человека своим Божественным Промыслом. Ведь творящееся в мире зло совершается не только из-за того, что этого желают некоторые богоотступники, наущаемые дьяволом, но и мы сами своей греховной жизнью удалили от нас Промысл Божий. Насколько удаляется человек от Бога, настолько он сближается с дьяволом, и, как следствие, на него обрушивается гнев Божий в виде различный потрясений, сокрушающих и утомляющих его.
Ветхозаветные пророки всегда называли грех и отступление от Бога причиной бед и катаклизмов, находящих на людей. Они предрекали грядущие скорби человечеству, призывая его к покаянию и изменению образа жизни. К сожалению, люди не раскаивались в своих злых делах, продолжая и дальше жить греховной жизнью. Они насмехались над пророками, а чтобы им не мешали наслаждаться грехом, некоторых из них изгнали, некоторых избили, и даже умертвили Иоанна Предтечу, обличившего Ирода в грехе. Когда же гнев Божий находил на народы, то вместе с ними мучились и пророки. Именно поэтому они так высоки в очах Божиих, ведь несмотря на то, что пророки безвинно страдали вместе с народом, они наставляли людей и руководили ими на пути спасения. Каким образом пророки учили народ избегать находящих бедствий и скорбных обстояний? Пророки понимали, что никакими человеческими усилиями сделать это невозможно. Они призывали народ к покаянию и исправлению жизни, то есть к изменению способа мышления, к обращению к Богу Отцу, они говорили: «Если обратитесь, то придет на вас милость Божия и дальнейшая ваша жизнь наладится сама собой».
Вопрос не в том, чтобы изменить свое поведение только на какое-то время, а потом продолжать жить так же, как раньше. Такого покаяния Бог не принимает. Наша цель не просто избежать материального безвыходного положения и проблем в обществе, но, как мы уже сказали, измениться самим, изменить свой образ мышления — вот что означает покаяние. Кому это удается, тот работает над собой правильно, и существующие проблемы он использует, как повод для духовного делания. Если же покаяние будет лишь поверхностным, то, как только все станет на свои места, человек опять забудется и возвратится на круги своя.
Итак, необходимо покаяться. А всё остальное, если хорошо разобраться, есть суета, материализм и наслаждение временными материальными благами.
Сегодня можно заметить стремление народов и стран к географической независимости. Однако Бог прежде всего ждет от человека внутренний свободы, свободы от греха, от страстей, от злых дел, удаляющих человека от Бога, а уже потом свободы геополитической. Когда человек будет свободным от всего негативного, он будет в состоянии создать независимое отечество. Если же человек пленен грехом и страстями, то и свое свободное отечество он поработит и сделает его, по своему подобию, ни к чему не способным.
Человечество в судьбоносные для него моменты прежде всего нуждается в молитвенниках о мире, и слава Богу, что в Церкви ещё существуют такие люди, чья молитва имеет силу. Не только живые молятся о мире всего мира, но и усопшие, наши прародители и отцы, скончавшиеся о Господе, святые Церкви, все они молятся, чтобы пронеслась эта гроза мимо нас. Но в первую очередь святые Божии молятся, чтобы мы осознали и исправили свои ошибки. Сердце человека, уповающего на Господа, не смущается и не паникует. Господь говорит в Евангелии: Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14, 1).
Господь нас призывает к тому, чтобы не боялось и не смущалось наше сердце. Это не значит, что с нами ничего не произойдет. Вполне вероятно, что может осуществиться то, что планируют тёмные силы, и даже могут произойти ещё более трагические события в мире. Но это не главное. Что бы ни случилось, верующий во Христа, несмотря на то, что он, как человек, может страдать, скорбеть, быть гонимым, да не унывает и не смущается. Он имеет надежду на Бога, потому что уверен, что Господь назирает надо всем, и что бы ни нашло на него, принимает это с доверием, вверяя себя промыслу Божиему. Даже и самой смерти верующий во Христа не трепещет, потому что во Христе побеждена смерть. С другой стороны, что могут сделать с нами наши враги? Уничтожить нашу страну, нас самих? Пускай делают с нами, что планируют и что могут. Если Бог им попустит, пусть они осуществляют свои планы. Мы, чада Церкви, должны побороть в себе страх. Страх есть порождение неверия. Чего нам бояться? Да предадим себя в руки Господни. Чего они могут нас лишить? Денег? Работы? Имущества? Конечно, расстаться с имуществом — немалый подвиг, но в конечном итоге это всего лишь земные блага. А могут ли они забрать у нас нашу душу? Нет!
Самое дорогое что у нас есть, это наша душа. Всё остальное имеет второстепенное значение. Это доказали наши прародители во время изгнания из северной части Кипра. Они потеряли всё, но сохранили свою душу. И на этом основании заново выстроили свою новую жизнь. Если человек хранит свою душу, то ему ничто не может навредить. В Евангелии Господь говорит нам: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8, 36–37)
Таким образом, хладнокровно, без революционных лозунгов будем стараться сделать всё, что в наших силах. Шествуя, однако, по сему пути с верою в Бога, со многими молитвами, преступая всё человеческое и вещественное, и даже самую смерть. И какими бы угрожающими нам ни казались происходящие события, мы должны беречь наши души от смущения. Как говорит в своем псалме святой пророк Давид: Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога (Пс. 41, 6). Пророк нас призывает иметь всё упование на Господа. Если, предположим, Господь не имеет силы тебя спасти, то могут ли тебя спасти деньги, банковские счета, знакомства или сильные мира сего? Если же Господь с тобой, твоё прибежище и надежда, не бойся ничего. Что бы ни произошло, «Аз есмь с тобой в скорби». Если Бог с нами, то кто или что против нас?
Святой Косьма Этолийский, обращаясь к грекам, находящимся под игом турецкого владычества, говорил: «Имейте веру и не бойтесь. Когда придут турки и будут требовать от вас деньги, то дайте им деньги, если потребуют домашний скот, отдайте скот, и что бы ни потребовали от вас, всё отдайте, однако души ваши берегите и не отдавайте». Очень важное наставление! Если человек будет хранить в своём сердце эти слова, тогда его жизнь приобретёт совершенно другой смысл.
Рано или поздно все мы завершим этот земной путь. Вопрос в том, в каком состоянии мы предстанем перед Богом, будут ли наши души очищены от всякия скверны или, по крайней мере, подчищены покаянием. Если мы мужественно противостанем молитвой всем встречающимся трудностям, благодаря Бога, то существует надежда, что мы выстоим. Что бы ни было попущено нам за наши грехи, всё претерпим, ведь мы сами являемся причиной находящих на нас скорбей, а не Господь. Такое мышление имели все святые. После того, как они глубоко познали самих себя, началось их исцеление. Если в основание не было заложено самопознание, то человек постоянно будет обвинять других в своих бедах, повторяя одни и те же ошибки. В наши нелёгкие времена христиане должны поддерживать один другого своей любовью и участием. Так, надеждой на Бога, Его Пречистую Матерь, молитвами святых Церкви, умудрённые опытом, мы сможем справиться со всеми проблемами, и не только справиться с ними, но и преподнести Богу плод нашего терпеливого перенесения скорбей.