Святые апостолы наставляли, что все блага, как настоящей, так и будущей жизни, являются прямым следствием крестного подвига воплотившегося Сына Божия. Причем, эти блага простираются не только на человека, но и на всю природу и даже вселенную, которая будет обновлена в день всеобщего воскресения (Рим. 8:18; 2 Пет. 3:13).
Для человека важнейшим благом искупительной смерти и воскресения Спасителя является дарование ему способности жить духовно — возможности преодолевать свои дурные наклонности, совершенствоваться, приближаться к Богу. Остальные духовные блага тесно связаны с способностью быть новым человеком. До пришествия Христова подлинная духовная жизнь была недоступна человеку, он был пленником своих телесных, часто греховных, желаний. Благодать Христова вселяет в человека новые мысли, новый взгляд на жизнь. Она показывает всю пустоту и суетность земного, проясняет в нем понимание цели своего земного существования и помогает ему на каждом шагу приближаться к этой цели. Она заменяет чувство гнета и озлобленности, которыми обычно подавлен плотский человек, чувством легкости и мира; жажду низменных удовольствий — сладостью общения с Богом; болезненное самолюбие — желанием делать добро.
Но, конечно, всякий рост и совершенствование требует и личного усилия, постоянства, иногда — борьбы. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Христианин призывается следовать за Христом, неся свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мт. 10:38). Апостолы, говоря о христианском подвиге, утешали себя и других такими словами: Если мы с Ним страдаем, то с Ним и прославимся… «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (Рим. 8:17). Напоминая о бесконечной любви Христовой, апостолы еще так наставляли христиан: «Любовь (Христову) познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою, (поэтому) и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Иоан. 3:16).
В заключение хочется сказать, что до страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих. В этом нас убеждает тысячелетний опыт Церкви. Так, например, крестным знамением освящается вода крещения, на Литургии хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову и совершаются все таинства, крестом прогоняется злая сила. Крестное знамение охраняет человека от несчастий, привлекает к нему Божью помощь. Вот почему православные христиане так чтят св. Крест, делают на себе крестное знаменье, носят нательный крест, крестом украшают свои дома и храмы.
Для человека важнейшим благом искупительной смерти и воскресения Спасителя является дарование ему способности жить духовно — возможности преодолевать свои дурные наклонности, совершенствоваться, приближаться к Богу. Остальные духовные блага тесно связаны с способностью быть новым человеком. До пришествия Христова подлинная духовная жизнь была недоступна человеку, он был пленником своих телесных, часто греховных, желаний. Благодать Христова вселяет в человека новые мысли, новый взгляд на жизнь. Она показывает всю пустоту и суетность земного, проясняет в нем понимание цели своего земного существования и помогает ему на каждом шагу приближаться к этой цели. Она заменяет чувство гнета и озлобленности, которыми обычно подавлен плотский человек, чувством легкости и мира; жажду низменных удовольствий — сладостью общения с Богом; болезненное самолюбие — желанием делать добро.
Но, конечно, всякий рост и совершенствование требует и личного усилия, постоянства, иногда — борьбы. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Христианин призывается следовать за Христом, неся свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мт. 10:38). Апостолы, говоря о христианском подвиге, утешали себя и других такими словами: Если мы с Ним страдаем, то с Ним и прославимся… «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (Рим. 8:17). Напоминая о бесконечной любви Христовой, апостолы еще так наставляли христиан: «Любовь (Христову) познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою, (поэтому) и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Иоан. 3:16).
В заключение хочется сказать, что до страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих. В этом нас убеждает тысячелетний опыт Церкви. Так, например, крестным знамением освящается вода крещения, на Литургии хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову и совершаются все таинства, крестом прогоняется злая сила. Крестное знамение охраняет человека от несчастий, привлекает к нему Божью помощь. Вот почему православные христиане так чтят св. Крест, делают на себе крестное знаменье, носят нательный крест, крестом украшают свои дома и храмы.
Епископ Александр (Мелиант)