Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

В ноябре 2017 г. исполняется 80 лет со дня мученической кончины священномученика Дионисия Щёголева, жизнь которого была неразрывно связана с селами Рассказань, Чиганак Балашовского уезда и г. Балашовом.

Что известно о св. Дионисии? Дионисий Ефимович Щёголев родился в декабре 1871 г. в с. Рассказань Балашовского уезда Саратовской губернии [1]. Это старинное село входило в состав 3-го благочиннического округа Балашовского уезда [2].

В Рассказани функционировали две приходские деревянные церкви. Первая церковь, в которой, скорее всего, и был крещен св. Дионисий, была построена в 1776 г. Внутренняя площадь ее составляла 560 аршин. Храм имел медный колокол весом в 30 пудов, иконостас, несколько икон и другую церковную утварь [3].

Вторая церковь была построена в 1891 г. в центре села и освящена во имя Архистратига Михаила. Средства отчислялись в общественную казну в течении многих лет, для чего сдавалась в аренду часть земель. Храм вмещал примерно 800 человек, имел 93 иконы, шесть колоколов (один из них весил 211 пудов), железную ограду, кирпичную сторожку. Стоимость же всего богослужебного имущества оценивалась в 1746 руб. 45 коп. золотом, стоимость самого храма – в 10 тыс. руб. Прихожане старались помочь храму, жертвуя на его нужды ценности и деньги [4]. В селе действовала церковно-приходская школа  [5], которую, возможно, окончил св. Дионисий.

Таким образом, с юности святой был окружен набожными односельчанами, стремившихся всеми средствами благоустроить Дом Божий. Все это могло породить в душе юноши стремление посвятить себя служению Святой Церкви.

Из советских следственных документов периода гонений на Церковь известно, что в начале 30-х годов ХХ в. св. Дионисий служил в храме во имя св. бессребреников Космы и Дамиана с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области, которое ранее входило в состав Балашовского уезда [6].

Что из себя представляла церковь, настоятелем которой был св. Дионисий? Храм был построен и освящен в 1803 г. (по другим данным в 1863 г.[7]) тщанием прихожан, деревянный, крепкий, холодный, однопрестольный. К церкви принадлежала деревянная сторожка. Действовали две земские школы: в с. Чиганак (с 1861 г.) и в д. Летяжевка (с 1883 г.). Церковно-приходское попечительство существовало с 1878 г. Земли при церкви числилось: усадебной 31,5 дес., пахотной 33 дес. Дома у причта были общественные, находились на церковной земле. Казенного жалованья было положено: священнику 105 руб. 84 коп. и псаломщику (с добавочными) 47 руб. 4 коп. 

Известны некоторые имена предшественников св. Дионисия. Так, в 1895 г. в храме служили: священник Николай Усов и псаломщик Иван Докторов [8]. В 1912 г. в церкви служили: священник Усов Михаил Николаевич, 33 года, законоучитель, окончил курс в духовной семинарии, на епархиальной службе с 1907 года, в данном храме — с 1908 года; псаломщик Мегаринский Василий Макарович, 39 лет, окончил курс в духовном училище, на епархиальной службе с 1893 года, в данном храме — с 1899 года [9]. К этому времени в приходе храма было 4490 верующих (муж. пола 2215, женского – 2275). К церкви была приписана д. Летяжевка. Капитал церкви составлял 1076 руб. 33 коп.[10]. То есть при храме сложилась крепкая православная община со своими традициями.

Космо-Дамиановская церковь — единственная деревянная церковь в нынешнем Аркадакском районе Саратовской области, срубленная без гвоздей. По своей форме храм напоминает крест. В восточной части здания располагался алтарь округлой формы, а с западной – вход в храм. В 1870 г. постройка была расширена с южной и северной сторон на 5 аршинов и 9 вершков. Храм мог вместить довольно большее количество верующих: площадь 926 кв. аршинов, высота 27 аршинов. Иконостас был трёхъярусным, деревянным. На колокольне — 5 колоколов, самый большой весил 134 пуда 13 фунтов.

Построен храм был из сосновых брёвен, обшитых снаружи деревянным тёсом, украшенным геометрическими рисунками. Внутри стены были утеплены войлоком, а позднее — штукатуркой. В центральной части храма по четырём углам внутри сложены из кирпича девятиугольные колонны, на которых находился купол.

Система отопления располагалась под полами. В центральной части храма сохранились остатки кирпичных печей, из которых тёплый воздух по специальным каналам поступал в четыре кирпичные колонны. Тепло шло также через отдушины в полах, которые были закрыты решётками. Окна по форме напоминают арку. В храме было довольно светло, так как в каждой из четырёх частей было по 4-6 окон. Все окна расположены на одном уровне. Крыша центральной части четырёхскатная, у приделок – двускатная, покрыта кровельным железом. Дверные проёмы расположены с трёх сторон [11].

Нормальное развитие религиозной жизни в с. Чиганак было нарушено революционными событиями 1917 года. Давление и репрессии, грубая антирелигиозная пропаганда, начавшиеся в годы гонений на Церковь, привели к тому, что в 1922 г. в приходе храма во имя Космы и Дамиана осталось 1628 верующих. В 1929 году, по рассказам старожилов, в храме был прекращен колокольный звон. В годы гонений на Церковь был разрушен купол храма, колокола сбросили, самый большой колокол был разбит и увезён на переплавку [12].

В 1931 г. св. Дионисий, будучи настоятелем храма с. Чиганак, был «раскулачен» и выслан на спецпоселение в Казахстан. Наказание священномученик Дионисий отбывал в спецпереселенческом Трудпоселке №21 Карагандинской области. 11 ноября 1932 г. он был арестован по стандартному обвинению в антисоветской деятельности. В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но не отрицал факта проведения богослужений.

13 января 1933 г. тройкой при ПП ОГПУ по Карандинской области св. Дионисий был осужден по ст. 58-10-11 УК РСФСР к ссылке в Сибирь. 24 мая 1989 г. священномученик по этому делу был реабилитирован.

В 1937 г. святой служил в храме с. Чиганак, 26 октября 1937 г. был вновь арестован. Сотрудники Аркадакского районного отдела НКВД, пришедшие производить в его доме обыск, зафиксировали отсутствие каких либо вещей, ценностей и документов.

Святому было предъявлено обвинение в «систематическом проведении среди населения антисоветской агитации, направленной на разложение трудовой дисциплины в колхозе, на развал колхоза», «дискредитирование политики ВКП (б) и Советского правительства» и в том, что он «клеветал на существующую колхозную систему, распуская провокационные слухи о голоде в колхозе».

Св. Дионисий не признал себя виновным. Тройкой при УНКВД по Саратовской области священномученик был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР и приговорен к расстрелу. Казнен 23 ноября 1937 г. в г. Балашове Саратовской области, место погребения неизвестно. 7 августа 1989 г. св. Дионисий был реабилитирован и по этому делу [13].

В 1937 году, вместе со своим пастырем, были необоснованно репрессированы шесть прихожан храма с. Чиганак, пятеро из которых были расстреляны в Балашове. Вот их имена: Антипова Татьяна Зиновьевна, 56 лет, осуждена на 8 лет лишения свободы; Косарев Дмитрий Филиппович, 54 года, расстрелян; Костикова Мария Сергеевна, 64 года, расстреляна; Митина Ирина Егоровна, 55 лет, расстреляна; Мыскин Семён Данилович, 62 года, расстрелян; Юлин Кузьма Антонович, 62 года, расстрелян. Все они в конце 80-х годов прошлого века были реабилитированы [14].

По представлению от Саратовской епархии 27 декабря 2000 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви имя священника Дионисия Щёголева было включено в поименный состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память св. Дионисию установлено совершать 10 (23) ноября, в день его мученической кончины [16] и в день Собора Саратовских святых.

15 сентября 2013 г. в с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области в честь св. Дионисия, около полуразрушенного здания церкви во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, был совершен молебен и установлен камень-валун, напоминающий о трагедии 1937 года [17].

Ссылки и примечания

[1]См. Энциклопедия Саратовского края. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002. С. 676.

[2]См. Рапорт благочинного 3 округа Балашовского уезда священника Феодора Космолинского от 10 мая 1909 г. //Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.549. оп. 2. Д.32. Л. 46.

[3]См. Филиал ОГУ «Государственный архив Саратовской области» в г. Балашове (БФ ГАСО). Ф. 165. Оп.1. Д.53. Л. 2.

[4] См. БФ ГАСО. Ф.144. Оп.1. Д. 26. Л.35.

[5]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1888. №2. С.49.

[6]См. Энциклопедия Саратовского края. С. 676.

[7]См. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 162.

[8]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №22. С. 148.

[9]См. Справочная книга Саратовской епархии. С. 561.

[10]См. Справочная книга Саратовской епархии. С. 162.

[11]См. Сорокина Г.Е. Храм Космы и Дамиана – святыня села Чиганак [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-401 (дата обращения 20.08.2017).

[12]Там же.

[13]См. Энциклопедия Саратовского края. С. 676.

[14]См. Яковлев А.А., Теплов В.В., Плякин М.Б. Саратовские подвижники. Саратов: Летопись, 2000. С. 127, 150, 151-152, 160, 162, 188.

[15]См. Энциклопедия Саратовского края. С. 676.

[16]См. Смотров В.В., Смотров О.В., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии. Балашов: О.А. Николаев, 2007. С. 139.

[17]См. Православная местная летопись: XXI век /Сост. Л.И. Кузеванов [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/27-1-0-515 (дата обращения: 20.08.2017). Все фотографии и изображения размещены в интернете в свободном доступе.

 

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2017