Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
cross_of_arkadak

Untitled document

 
«Время разбрасывать камни, и время собирать камни», — сказал некогда премудрый Соломон (Еккл. 3:5). Господь судил так, что истекший век стал для нашей страны временем разбросанных камней. Лишь в наши дни, буквально на наших глазах, из руин, из пепла в России восстанавливаются и церковная жизнь, и внешнее церковное благолепие.

cross_of_arkadak

Многим саратовцам еще памятно торжество, происходившее в нашем городе в январе 2005 года, когда из запасников Саратовского областного музея краеведения Церкви была передана родовая святыня князей Голицыных — уникальный мощевик с более чем сотней частиц мощей святых угодников Божиих и многими другими святынями Ветхозаветной и Новозаветной Церкви.

Напомним, что «голицынский» мощевик оказался в музейных запасниках после так называемого изъятия церковных ценностей. Уникальный сребропозлащенный оклад с мощевика исчез, вероятно, бесследно, а сам ковчег с мощами был признан «не представляющим ценности», поскольку святыня представляла собой простую деревянную доску, в углубления которой и были вложены великие христианские святыни. Самоотверженность музейных работников, по промыслу Божию, послужила сохранению ковчега-мощевика до наших дней, и ныне он выставлен для почитания в Свято-Троицком соборе Саратова.

Но многие святыни, перед которым повергали ко Господу свои молитвы целые поколения наших предков, исчезли в те страшные годы. Об одной из таких утраченных святынь Саратовщины, кресте-мощевике из Вознесенского храма города Аркадака, мы и хотим сегодня рассказать.

В 20-е или 30-е года XVII века Царь Михаил Феодорович Романов пожаловал своему окольничьему Артемию Измайлову крест-мощевик. Согласно описанию, сделанному в 1893 году, вызолоченный серебряный четырёхконечный крест был в длину 5 вершков с четвертью (23 см), с соответствующими этой длине боковыми концами. На обороте креста была сделана надпись с перечислением тех святынь, которые были в него вложены: «Часть Ризы Господней, древо Креста Господня, древо жезла Моисеева, мафор<ий> Пречистыя Богородицы, камень где Христос крестился, мощи Дионисия Ареопагита, мощи Иоанна Дамаскина, мощи Сергия Радонежского, мощи Варлаама Хутынского, мощи Иоанна и Никиты Новгородских, мощи мученика Георгия, мощи Пафнутия Боровского, мощи Зосимы и Савватия Соловецких, мощи преподобных отец наших в Синае и в Раифе избиенных, мощи Кирика и Улиты, мощи Григория Синайского, мощи Феодора Стратилата, мощи Димитрия Солунского, мощи Иакова Перского, мощи мученицы Екатерины, мощи мученицы Параскевы, мощи мученицы Ирины».

Крест хранился в потомстве Измайлова около двух веков. Следующие документированные сведения о святыне относятся к 1838 году.

В 1736 году в поселке Аркадак, располагавшемся в вотчине князей Нарышкиных, родственников матери Императора Петра I, тщанием тогдашнего владельца, Александра Львовича Нарышкина, была построена деревянная церковь во имя святителя Христова Николая Чудотворца. 19 июля 1736 года был издан указ об освящении вновь построенной церкви, а само освящение было совершено осенью того же года.

В 1820 году Аркадак и его окрестности перешли во владение гофмейстера Царского Двора, действительного статского советника графа Аггея Васильевича Абаза, далекого потомка Артемия Измайлова. Деревянная Никольская церковь к тому времени сгорела в страшном пожаре, и новый владелец села принимает решение построить в своей вотчине каменный храм. Основной престол в новом храме был посвящен Вознесению Господню, а один из приделов, в память старой сгоревшей церкви, был освящен во имя святителя Николая. Строительство было закончено в 1822 году, а в 1838 году граф Аггей Абаза и его супруга Прасковья Ильинична приняли решение передать свою фамильную реликвию — царский жалованный крест — в Вознесенский храм.

Со временем крест был дополнительно украшен. Вот как описывается внешний вид святыни в трудах Саратовской Учёной Архивной комиссии: «Крест вложен в деревянную доску, вызолоченную на полимент, длиною 10 с половиной вершков и шириною 9 вершков. По четырём сторонам креста, т.е. в углах доски, вложены овальные серебряные небольшие ковчеги и по краю доски серебряный вызолоченный оклад, весом 2 с четвертью фунта».

В двух из четырех ковчегов, украшавших деревянный оклад креста, были также вложены мощи святых угодников Божиих. Достоверно неизвестно, когда именно крест обрел оклад, по всей видимости, супруги Абаза передавали крест в храм уже с окладом.

В ковчег по правую сторону от креста были вложены частицы мощей равноапостольного Царя Константина, великомученика Феодора Стратилата, великомученика Меркурия, великомученика Евстафия Плакиды, великомученика Иакова Персиянина, Богоматери Анны, преподобномученицы Феодосии девы, в ковчег по левую сторону — частицы мощей святителя Гурия Казанского, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Пимена Великого, священномученика Афиногена, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Александра Свирского, преподобного Даниила Столпника.

Святыня графов Абаза была отмечена в «Полном географическом описании Отечества» знаменитого путешественника А. Семенова-Тянь-Шанского: «В церкви села Аркадака есть древний четырёхконечный серебряный вызолоченный крест со вложенными в него мощами святых». В 1896 году при венчании на царство святого Царя-страстотерпца Николая II крест (как Царское жалованье) был вытребован в Москву на коронационные торжества.

После Октябрьского переворота для Церкви настало время гонения, временами оборачивавшегося банальным грабежом. В 1918 или 1919 году в Балашовский уезд (к которому относилось и село Аркадак) для «поддержания революционного порядка» прибыло особое подразделение под командованием некоего Черёмухина. После совещания в Аркадакском волисполкоме Черёмухин направился в церковь реквизировать церковную утварь и ценности.

Как уже указывалось, только один серебряный оклад доски, в которую был вложен крест, весил около килограмма. Гонителей, в первую очередь, интересовали не те величайшие святыни, которые столетиями собирались благочестивыми христианами, а то благолепие, которым их украшали наши предки. Но, в отличие от «голицынского» мощевика, «измайловский» крест был весь из драгоценного металла. Новые «хозяева жизни» уготовали для святыни судьбу материальной базы мировой революции.

Так навсегда исчезла бесценная русская святыня — четырёхконечный серебряный крест с мощами святых.

Во времена Великой Французской революции, проходившей, как и революция русская, под открыто богоборческими лозунгами, в аббатстве Сен-Дени под Парижем были сожжены святые мощи Апостола и священномученика Дионисия Ареопагита и двух его сострадальцев. Чуть более века спустя идейные наследники французских гонителей веры уничтожили мощевик, в который была вложена одна из немногих сохранившихся частиц мощей святого Дионисия.

Имеющий уши слышать, да слышит! (Мф. 11:15)