Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

У храма во имя святой мученицы Зои в селе Репное Балашовского района не совсем обычная история. Он построен в память об умершем человеке — враче Зое Макрушиной. Построен близкими Зои Александровны, ее мужем и сыном, всего за четыре месяца.

Владимиру Александровичу Макрушину — 87‑й год. За свой многолетний труд он получил звание Заслуженного строителя РСФСР. Где только ему не приходилось работать: на объектах газовой и нефтяной промышленности в Волгоградской области и в казахстанском Прикаспии… В Саратовской области он трудился над созданием мелиоративных систем. Затем работал в республиканских и союзных министерствах. А для строительства храма во имя мученицы Зои переехал из Москвы в село Алмазово, что в тридцати километрах от Репного.

В Церкви Владимир Александрович, конечно, не с детства и не с юности. Большую часть жизни он искренне, хотя и не слепо, верил в коммунизм. А обрести веру истинную ему помогла природная любознательность. По работе много путешествуя по стране, Макрушин всегда интересовался, что представляет собой та или иная местность, что в ней есть интересного и характерного. Так, однажды он захотел побывать и в Свято-Успенском Псково‑Печерском монастыре. Прошел в Успенскую пещерную церковь, где лежат святые мощи.

— У меня тогда закралось сомнение, — рассказывает Владимир Александрович, — правда ли, что Бога нет? Почему и зачем мощи сохраняются? И откуда в людях такая вера?

А потом Владимир Александрович заметил, что в «Моральный кодекс строителя коммунизма» вошли, хотя и в искаженном виде, христианские заповеди. Он удивился — зачем же брать чужое? И, подумав, понял, что коммунистами руководит убежденность в материальных вещах, а духовной составляющей у них нет, и они, сами в том себе не признаваясь, ищут духовную основу где-то на стороне.

— А христианство — это именно духовная вера. И если ее не опошлять, то она приемлемая. Зачем же ее отвергли?

Финальным толчком к Православию стали 1990-е годы.

— Ведь прежде были какие-то организации: пионерская, комсомольская… Хороши они были или плохи, но они все-таки как-то воспитывали, чему-то учили, — рассуждает Владимир Александрович. — В 90‑е воцарилась свобода, то есть полная безнаказанность: не стало никаких регуляторов человеческих отношений. И я понял, что теперь только Церковь может взять на себя эту ношу: морально и духовно поддержать общество, начиная с молодежи.

Таким образом, советский строитель принял христианство внутренне, мысленно; а к воцерковлению его вела другая тропинка.

* * *

160715 03Владимир Александрович и Зоя Александровна стали супругами, когда он закончил Саратовский автодорожный институт (нынешний технический университет), а она — медицинский.

— Мы поженились в 1955 году — два, можно сказать, голодранца, — с улыбкой вспоминает Владимир Александрович. — Никакого приданого от наших бедных родителей не получили и не имели никакого имущества.160715 02

Вскоре семья пополнилась сыном Сашей. Макрушин-старший днями и неделями пропадал на стройках, в служебных командировках.

— Без стройки нельзя жить, — объясняет Владимир Александрович, — стройка — это вдохновение, это такая радость. Ведь я каждый раз вижу плоды своего труда.

Когда Владимир Александрович возвращался с работы домой, в прибранной, уютной квартире его радостно встречала Зоя — терпеливая супруга, понимающий, родной человек. Но спустя почти 20 лет супружества Зоя Александровна тяжело заболела, и долгие годы близкие боролись за ее жизнь.

Перед смертью Зоя Александровна попросила похоронить ее в Репном, где обрели вечный покой ее отец и мать. Владимир Александрович с сыном Александром установили на ее могиле памятник. Спустя полгода после похорон Александр предложил отцу построить в память о маме небольшой храм-часовню, чтобы он всегда был открыт, чтобы люди могли в нем молиться.

Обо всех событиях и обстоятельствах строительства храма Макрушин рассказал в книге «Храмы строят для живых», изданной в Москве благотворительным фондом «Колокола России». В своих мемуарах Владимир Александрович написал: «Возведение храма, по нашему пониманию, могло стать хотя бы малой долей искупления вины нас, живущих, перед женщиной, которая перенесла жестокие страдания. Вины в том, что все мы оказались — при всех стараниях — бессильными отвести от нее беду и сделать ее жизнь достойной ее души, ее ума, ее трудов».

* * *

Храм решили строить на двадцать человек: посчитали, что этого будет достаточно. Получили архиерейское благословение на строительство, оформили документы, разработали проект, и 10 мая 2005 года стройка началась. Завершить ее планировали к 6 сентября — дню рождения Зои Александровны.

— И мы, чтобы поспеть в срок, день и ночь штурмовали наш объект. Пять бригад пришлось сменить — заламывали цену на кирпич, на кладку в 3–4 раза дороже, чем положено. Наконец, удалось найти толковых ребят, и работа наладилась, а если что-то шло не так — вместе переправляли.

Храм возводился в основном на личные средства семьи Макрушиных, но множество людей старалось помочь: кто-то сбрасывал цену на стройматериалы, кто-то жертвовал необходимое. Владимир Александрович с благодарностью вспоминает и о самых малых дарах:

— Случалось, едет человек мимо стройки, останавливается: «У меня на этом кладбище отец лежит. Возьмите хоть 500 рублей, пусть и в его память кирпич в кладке будет».

На репнинском кладбище похоронена мать настоятеля московского храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе игумена Симеона (Шевцова). Приехав в очередной раз навестить могилку, он подумал, что заблудился, попал в другое село: кладбище ухожено, мусора нигде нет,  а на месте свалки — чудесный однокупольный храм с оригинальной звонницей, на которой сверкают новенькие колокола. Произошло чудо.

Игумен решил познакомиться с храмоздателями. Оказалось, что им нужна помощь: запланированное открытие близилось, а в храме недоставало нужной утвари. Отец Симеон вызвался приобрести все необходимое. Над изготовлением церковного облачения для нового храма с большим прилежанием поработали монахини одного из подмосковных монастырей. Деревянные иконостас, престол и Распятие изготовили заключенные исправительного учреждения в Балашове.

В день рождения и день памяти Зои Макрушиной рано утром к храму подъехал автобус. Из него вышли около десяти молодых людей в подрясниках: это были воспитанники Московской Духовной Академии, с ними преподаватель кафедры библеистики, регент хора Академического храма иеромонах Лазарь (Гнатив) и, конечно, отец Симеон. Юноши, засучив рукава, взялись устанавливать привезенную церковную утварь, развешивать иконы.

На освящение храма собралось не менее 500 человек. Было большое торжество; песнопения исполняли московские гости.

* * *

Когда я приехала в репнинский храм, в нем молилось около двадцати человек, составляющих, как я потом поняла, дружную общину.

Ощущения в храме-часовне — будто в камерном концертном зале: каждый звук, каждое движение доходят до внимания и слуха. Утренний белый свет, струясь с четырех сторон, заполняет пространство. Взглянешь направо — в окно видны ветки сосен, растущих на кладбище.

После Литургии настоятель храма — священник Анатолий Орлов, радушный, улыбчивый человек, — приглашает своих прихожан на трапезу. Мы завтракаем горячим чаем с пирожками и разговариваем.160715 04

Отец Анатолий родился в Балашове. С детства ходил в церковь, пономарил в балашовском храме во имя Архистратига Божиего Михаила. В 1992 году, закончив школу, поступил в Саратовскую православную духовную семинарию. Став священником, служил с 1998 по 2013 год на шести разных приходах. Свое назначение настоятелем репнинского храма-часовни отец Анатолий сравнивает с возвращением домой:

— Это место дарит мне душевное спокойствие, — объясняет батюшка. — На сельском кладбище похоронены папа, бабушки, крестная, все мои родственники. Здесь я ощущаю союз живых и усопших — будто в едином порыве мы восхваляем Бога.

— Что Вам видится главным в служении на этом приходе?

— Прежде всего, нужно как можно больше людей привести к Богу, в храм, помочь им узнать о собственных корнях, о вере их предков. Душа всякого человека — это самое дорогое, что есть на Земле, и если я вижу у человека хоть малое желание приблизиться к Богу, то я стараюсь в этом ему всячески помочь. Прихожане знают, где я живу, знают мой номер телефона и нередко обращаются за помощью.

Есть у отца Анатолия и хозяйственные планы — построить здание, в котором расположились бы воскресная школа, свечная лавка, баптистерий. Сделать это вполне реально, тем более что опыт расширения есть — в прошлом году у храма появилась пристройка.

* * *

У отца Анатолия есть хорошие помощники: два школьника — братья из многодетной семьи Серещенко, и еще два брата из большой семьи Ждановых прислуживают в алтаре, читают на клиросе. Хор в храме во имя мученицы Зои — любительский: за богослужениями поют Галина Черникова и Наталья Колдышкина.

Живет в Репном около трех тысяч человек, производства нет, спасает то, что Балашов всего в пяти километрах.

В селе есть своя школа — одиннадцатилетка. Вот уже второй год в ней по субботам идут занятия воскресной школы храма во имя мученицы Зои. Дети от 6 и до 14 лет изучают Закон Божий, занимаются музыкой и творчеством.

— Многие ребята, побывав на занятиях, привели за собой младших сестренок и братишек. Поэтому у нас есть дети даже четырех и пяти лет, — рассказывает прихожанка репнинского храма, заведующая воскресной школой и преподаватель Балашовского института СГУ имени Н. Г. Чернышевского Наталья Юрьевна Семенова.

Здание сельской школы — новое. Прежнее строили в 1930‑х годах, используя материалы, полученные при «разборке» храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенного в Репном в конце ХVIII века. Юный краевед и ученица репнинской школы Екатерина Щетинина в своей исследовательской работе пишет: «Дело дошло до страшного святотатства: в некоторых классах пол, из-за нехватки досок, был застелен фрагментами иконостаса, т. е. дети и учителя каждый день ходили по святыням! Некоторые жители из того же иконостаса сделали изгороди для своих палисадников».

Однако школа оказалась в прямом смысле несчастной — дважды горела. Последний пожар, произошедший в 1988 году, нанес ей непоправимый урон, и здание не восстановили.

О том, что в селе когда-то был храм, местные жители знают лишь понаслышке.

— О храме я слышала от своей бабушки, — вспоминает Мария Ивановна, сама уже бабушка и даже прабабушка восьмерых малышей. — Начнет она рассказывать про Пасху, как ее праздновали до революции, как все в этот день в храм шли, как хорошо, как радостно было… А я-то ведь уже в советское время выросла, и мне казалось, что бабушка сказку рассказывает и что такого не может быть. Мы-­то крадом все равно на молитву собирались.

— И не боялись?..

— Нас бабушка учила вере, и мы делали все по ее воле. И я веровала. В школе всегда хорошо училась. Но ни пионеркой, ни комсомолкой не была. А зачем надо было в этот комсомол вступать? Не хотела я — и все. Работала на комбинате, и там предлагали в партию вступить. А я все отговаривалась, что, мол, ребятишек у меня много и на собрания вроде некогда будет ходить.

На месте разрушенного Покровского храма стоит поклонный крест, и уже седьмой год 14 октября прихожане церкви во имя мученицы Зои совершают к нему крестный ход.

* * *

Я покидаю Репное и отправляюсь за 30 километров, в село Алмазово. В этом селе почти два века назад жил и проповедовал веру Христову крестьянин-миссионер Симеон Климович Привалов, известный как алмазовский праведник. Преподобный Амвросий Оптинский отозвался о подвижнике так: «Твердый ревнитель Православия и многих ересеначальников обратил к истине». Память о Симеоне Привалове сохранилась благодаря преподобному Илариону Оптинскому, бывшему в миру учеником Симеона Климовича. Старого кладбища, где покоились честные останки праведника, давно уже нет, оно уничтожено. Но в 2007 году для желающих почтить память алмазовского праведника было устроено символическое памятное место. Великим постом казаки Хоперского войска изготовили и установили поклонный крест у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Алмазово.

Этот храм — современник Симеона Климовича, в следующем году ему исполнится 200 лет, но он мог бы и не выжить. В советские годы его обезглавили, использовали как зернохранилище, позже — как склад мясных туш. Здание храма сохранилось, но в виде кирпичного столпа без крыши, окон и дверей.

Слава Богу, сейчас Покровская церковь в Алмазове выглядит совершенно иначе. Крыша, колокольня, паперти — у храма все обновилось. И это тоже благодаря трудам Владимира Александровича Макрушина. По его словам, в 2007 году и браться за восстановление было страшно, и непонятно, с чего начинать.

А подтолкнули к делу местные жители. Пришли делегацией: «Владимир Александрович, вы построили храм в Репном, не поможете ли и нам?». На новые труды Макрушина благословил уже знакомый нам отец Симеон (Шевцов). Он положил пять тысяч рублей в шапку Владимира Александровича и надел ему на голову: «С этих денег и начнем восстанавливать».

— Вот такое мы благословение получили. Деваться уже было некуда, — смеется Владимир Александрович.

Около семи лет назад в Покровском храме возобновились богослужения. Теперь работы осталось чуть-чуть: оградить территорию и сделать цветники, завершить оформление внутреннего убранства храма. Иконы для иконостаса пишут друзья отца Симеона — студенты Московской государственной академии имени Строганова.

Богатых и постоянных жертвователей у алмазовского храма нет. У кого есть возможность — тот дает. Село небольшое — 450–500 человек, и в основном люди преклонного возраста. Но, кажется, здесь начался новый виток жизни — в Алмазово потянулись горожане. Кто-то живет здесь только летом как дачник, а кто-то — и круглый год. Привлекает новоселов прежде всего местная природа, но и мимо храма они не проходят. За вечерним богослужением встречаю в храме и Владимира Александровича.

Он делится своими планами: его мечта и ближайшая цель — организовать при храме в Алмазово воскресную школу для детей и молодежи. Молодежь в селе есть, работает школа. Но к Церкви молодые пока не очень тянутся. Какой контраст — когда в летние каникулы храм наполняется ребятами из православного отряда детского оздоровительного лагеря «Колос». Каждое воскресенье руководитель молодежного и миссионерского отделов Балашовской епархии протоиерей Вадим Иноземцев привозит ребят в Алмазово и совершает Божественную литургию в возрожденном Покровском храме.

— С какой радостью, с каким удовольствием дети бывают здесь, — рассказывает Владимир Александрович, — и наши местные прихожане с радостью смотрят на эти юные ростки.

А я вспоминаю название его книги. Храмы строят для живых, да, но у Бога нет мертвых. В храмах люди молятся за своих усопших, и сюда же они приводят, приносят детей — свое будущее. Незримыми, но прочными нитями храмы связывают времена. В России эти нити решили разрубить и, казалось бы, преуспели в этом, но — вспоминаю еще одно, давнее открытие строителя Макрушина — даже те, кто яростно отвергал Бога и решительно строил жизнь без Него, не могли на самом деле без Него жить, бессознательно пользовались Его заповедями. Сегодня благодаря усилиям людей и помощи Божией нити срастаются, храмы, один за другим, поднимаются, преображая округу. И можно надеяться, что через тридцать, пятьдесят, сто лет эти храмы не опустеют, не разрушатся, что будет кому совершать в них Божественную литургию и молиться за храмоздателей.

 Журнал «Православие и современность» № 33 (47)