Мы едем в село Новоспасское Хвалынского района. Там еще через речку Терешку село Варваровка. В обоих селах нынче престольный праздник.
Только вот сел уже нет. Ни Варваровки, ни Новоспасского. Умерли в 70-х годах минувшего бурного века. Сейчас даже развалин не видно — все заросло травой, кругом поля.
Одна только Преображенская церковь в Новоспасском частично уцелела и высится в чистом поле. Вот в этой-то церкви, а точнее, в ее стенах и будет сегодня совершена праздничная Божественная литургия с последующим крестным ходом — как положено в престольный праздник.
Немного поплутав по грунтовке среди полей и лесов, выезжаем наконец туда, куда нам надо. Ого, сколько машин! И два автобуса. Возле храма установлены уже большие столы, женщины суетятся — готовят праздничную трапезу на весь честной народ.
Благочинный Хвалынского округа протоиерей Виталий Колпаченко знает и любит Новоспасскую церковь давно — с 1999 года. Тогда он был молодым и неженатым учителем истории в соседнем селе Благодатное, готовился к поступлению в семинарию. О церкви, оставшейся от умершего села, ему рассказали ученики. Виталий Сергеевич решил вместе с ними отправиться к храму. Сейчас он с улыбкой вспоминает свою досаду: дети, казалось, совершенно не чувствуют торжественности момента, ведут себя как обычно: прыгают, смеются, озорничают… А он меж тем внутренне готовится вступить в поруганные, но святые стены.
Ну а сегодня — кто собрался на богослужение в чистом поле? Знакомимся. Юрий Алексеев — машинист бульдозера, житель соседнего поселка Возрождение, а родня его отсюда, из Новоспасского. Обнимается со своей тетей — Любовью Ивановной Парамоновой: где еще им встретиться, как не у этих стен! Любовь Ивановна живет в соседнем Благодатном, а родилась и выросла здесь:
— Наша семья уезжала отсюда предпоследней — в 1974 году. Никто не хотел покидать родные места. Видите,— показывает на полосу зарослей,— вон там, по ерику, у людей огороды были. И люди сами себе выкапывали родники. Такая земля: только потрудись, и получишь родниковую воду.
Вот плоды политики «оптимизации», укрупнения сел… И сегодня процесс истощения, умирания русского села, как оно ни живуче, продолжается… Впрочем, всё ли так мрачно? Многое ведь зависит от самих сельских жителей. Глава администрации Благодатненского муниципального округа Владимир Кузьмин родное село свое умирающим не считает. В селе налажено сельхозпроизводство, даже переработка молока — считайте, сто рабочих мест. Плюс железная дорога. Социальную сферу удается сохранять. Оттока населения нет, даже приезжает кое-кто…
— Нас ведь что объединяет? Вера в будущее! Бог дает нам указания — что делать, это и есть наша работа.
Владимир Андреевич убежден в том, что Преображенский храм необходимо возродить. И не он один! «Вопреки всякой мирской человеческой логике» (выражение отца Виталия) люди верят в новую жизнь старой и, кажется, обреченной церкви.
— Моя мама перед смертью спрашивала: неужели не восстановят? Она очень хотела быть похороненной здесь, рядом со своими родителями,— рассказывает Валентина Щебетина. Она приехала на службу из Хвалынска и не одна: привезла с собой старую икону Божией Матери «Знамение»:
— Когда эту церковь громили, бабушка моя, Матрена Ивановна, спасла несколько икон. Мы жили в Варваровке, а когда там закрыли все — школу, медпункт — перебрались в Хвалынск. Когда моя мама выходила замуж, бабушка благословила ее этой иконой. Я третий раз уже ее сюда на богослужение привожу и перед ней молюсь, чтобы храм восстановили. Если восстановят — отдам икону сюда насовсем.
Начало восстановлению церкви положено — укреплен фундамент, предотвращено разрушение стен, установлен крест. Но это, впрямь, только начало…
А сельское кладбище недалеко, и оно, хоть и заросло, все же не совсем заброшено — люди навещают могилки, ставят новые кресты взамен старых.
Знакомые всё лица!.. Вот Александр Павлович Ватолин — директор школы в поселке Возрождение. Старшеклассники этой школы вот уже два года как заботятся о старой церкви: вычищают внутреннее пространство храма, убирают сухую траву и мусор: «Сорок машин мусора мы отсюда вывезли!».
А вот историк и краевед Алексей Наумов — ему есть что рассказать об этой церкви, построенной в 1843 году тщанием владельца села — князя Николая Алексеевича Оболенского. В 1888 году село это приобрели Радищевы. Правнук автора «Путешествия из Петербурга в Москву», сын многолетнего и рачительного хвалынского городского головы художник Лев Алексеевич Радищев в своих воспоминаниях рассказывает о счастливой жизни в цветущей усадьбе среди природы… В книге Алексея Наумова «Мой Хвалынск» (М., 2013) есть и отрывок из этих воспоминаний, и дореволюционная фотография Преображенского храма.
В советские годы в церкви был склад, когда-то загоняли и скот. Стены хранят остатки росписи, и очень жалко становится неумных, непросвещенных людей, выцарапавших чем-то острым свои имена прямо на ликах святых. Вот уж точно – увековечились…
Но мне придется прервать репортерскую работу — в стенах старого храма снова звучит возглас «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа», и собравшиеся люди осеняют себя крестным знамением… Скажу, не давя, как говорится, на эмоции,— в этот момент трудно сдержать слезы.
Хор на службе тоже не совсем обычный — детский! Ученики хвалынской православной гимназии — любимого детища отца Виталия. Поют вполне успешно всю Литургию. И читают тоже отлично. Банальная, почти плакатная фраза «Дети — наше будущее» вдруг оживает и обретает смысл: перед нами действительно будущее, и мы встретились с ним в стенах, оставшихся от прошлого, и мы можем верить…
…В общее наше Преображение. О нем говорит отец Виталий в своей проповеди после Литургии. Преображение нужно каждому из нас, оно необходимо народу, России. И не нужно отчаиваться — ни от собственных ошибок и падений, ни от общенародных бед, потому что ради нас Господь просиял на Фаворе.
И еще — потому что рядом с нами здесь, под почерневшим каменным сводом, незримо стоит святой. Священномученик Владимир Пиксанов служил в Преображенской церкви в Новоспасском с 1893 по 1899 год. Он убит большевиками в 1918 году в Павловке — это недалеко отсюда, но теперь территория Ульяновской области. Убит после избиений и издевательств, без суда и следствия, просто так — ради устрашения заподозренного в нелояльности к новой власти села. Прославлен в соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской на последнем заседании Священного Синода в июле сего года.
После службы и крестного хода — общая трапеза: пахнущая дымком уха из огромного котла, пирожки с грибами, чай и, конечно, яблоки!
И вот все прощаются и разъезжаются. Отец Виталий с сыном Георгием (старшим из пяти и алтарником) складывают в машину богослужебную утварь и облачение. И мы собираемся в дорогу, охраняемые благословением батюшки… И все меньше и меньше становится там, за полями, храм. И все больше и больше места он занимает в сердце.
Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №_68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».
Марина Бирюкова