Преображение Спасителя на Фаворе – это образ будущего преображения всего мироздания, когда «будет Бог все во всем»
О приближении к Богу рассказывает митрополит Антоний (Паканич).
– На горе Фавор Христос показал красоту и славу Своего Божества. В чем заключается значение этого события?
– Христос являет ученикам Свою Божественную Славу незадолго до Крестных страданий. Это должно было укрепить их перед лицом грядущих испытаний. Ведь апостолам позорная смерть Мессии казалась полным крахом, чудовищной ошибкой. Фаворский свет как бы освещает Крестный путь Спасителя.
Об этой тонкой взаимосвязи Голгофы с Преображением писала одна духовная писательница, слова которой приводит в своей книге «Записки епископа» митрополит Вениамин (Федченков): «Что произошло бы, если бы Христос отказался от Креста? Человечество погибло бы, предав лучшее в самих себе, поставив на первое место эгоизм, саможаление и материальное: моральные ценности навсегда бы преставились. Материальный мир стал бы единственным вожделением человечества. И уже никогда не был бы возможен Фавор и воскресение, т. е. Преображение твари во всем». Преображение Спасителя на Фаворе – это образ будущего преображения всего мироздания, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).
Как повествует Евангелие, незадолго до Преображения ученики исповедали Христа Сыном Божиим (Мф. 16:16). И вот на Фаворе они смогли воочию увидеть подтверждение своей веры и убедиться в Божественном достоинстве своего Учителя.
Уже здесь, на земле, человек может увидеть отблески фаворского света, если очистит свою душу от страстей
Вся земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа была бы для нас, наверное, просто поучительной историей, если бы не одно важное свойство евангельских событий. Все, что совершил Спаситель во время общественного служения, проецируется на жизнь каждого человека – мы также должны познать искушения диавола, тайну Крещения, пройти тот же путь от Голгофы до Воскресения. Мы также воскреснем, и у нас будет такое же тело, какое было у Христа после Его славного восстания из мертвых. На Фаворе Господь показал ту славу, которая будет у каждого, кто сподобится войти с Ним в радость будущего века. И это не просто некая аллегория или красивая метафора. Неся свой жизненный крест, мы действительно несем Крест Христов, приобщаясь Голгофским страданиям Спасителя. Очищая себя от страстей через соблюдение заповедей, покаяние и молитву, причащаясь Святых Таин, мы приобщаемся Искупительному подвигу Иисуса Христа и становимся сонаследниками будущего века, открывая для себя путь на Небо – к вечности и Славе Божией. И мы призваны быть не просто свидетелями, но непосредственными соучастниками Божественной славы, явленной на Фаворе. Более того, уже здесь, на земле, человек может увидеть отблески фаворского света, если очистит свою душу от страстей, о чем свидетельствует опыт многих подвижников благочестия.
Для того, кто существует интересами плоти, находится в плену страстей, духовная реальность исчезает
– То есть, освобождаясь от страстей, человек приближается к Богу?
– Несомненно. Как сказал Сам Господь в Нагорной проповеди, увидеть Бога могут только чистые сердцем (Мф. 5:8). «Невозможно, чтобы Христос пребывал в человеке вместе с грехом. Если вселился в тебя Христос, то умер в тебе грех», – учит преподобный авва Исаия. Человек живет в контексте двух реальностей – материальной и духовной.
Плотской жизни свойственно погружать в такое состояние, при котором человек не способен чувствовать мир духовный, ведь все его жизненные интересы ограничиваются земными благами и привязанностями. Погоня за чувственными удовольствиями рождает греховные страсти, которые паразитируют на нашей природе, извращая естественные потребности. Так, необходимость питаться превращается в чревоугодие, чувство достоинства – в гордость и тщеславие, физиологическая функция размножения служит блуду и т. д. Как следствие, душа черствеет и перестает воспринимать духовные блага, потому что вместо Бога человек ищет совершенно иного. И сердце, которое должен занимать Господь, отдано кумирам – страстям, ради которых живет человек. Для того, кто существует интересами плоти, духовная реальность исчезает. Человек сам нивелирует действие благодати Святого Духа, который недоступен одебелевшему в страстях человеку.
Господь призывает каждого из нас, но чтобы услышать этот призыв, нужно заглушить шум страстей, остановить их разрушительное действие. Тихий Глас Божий можно услышать только в молитвенной тишине и почувствовать сердцем, свободным от плотских привязанностей. Поэтому апостол Павел учит: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Ведь Господь наш Иисус Христос призывал сначала взять свой крест и потом только следовать за Ним (Мк. 8:34). «За Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом», – учит святитель Феофан Затворник.
Нести внутренний крест – значит победить внутри нас воюющие с разумом страсти. Внешний – не расслабеть от бедности, зависти, гонений…
– Значит, Крест – это наше сражение с самим собой, со своими слабостями и страстями? А что значит «нести свой крест»?
– Да, Крест – это, в первую очередь, борьба с самим собой. Но не только. Митрополит Московский Платон говорит, что человек несет двоякий крест: внутренний и внешний. Нести внутренний крест – значит победить внутри нас воюющие с разумом страсти. И вместо них укрепить себя терпением, великодушием, кротостью, воздержанием, трудолюбием, молитвой.
Другой крест, внешний – это скорби мира сего. «Ибо, отрекшись от себя и следуя добродетели, надо на себя поднять целый полк порабощенных страстью людей. – Учит святитель. – Никто не любит противоположного себе. Твое, христианин, благочестие вооружает против тебя нечестивого; твоя справедливость не мила взяточнику; твоя прозорливость досадна хитрому льстецу; твое воздержание беспокоит любящего роскошь; твоя тщательность приводит в гнев ленивого; твое постоянство мучит человека распущенного. «Если бы вы были от мира, – говорит Спаситель своим ученикам, – то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). Крест внешний – не расслабеть от бедности, от зависти других, от клеветы, от гонения, от тягости обязанностей, а во всем том показать себя мужественным».
Вернуться в Отчий дом, где тебя любят и ждут – задача нашей жизни. А путь этот лежит через покаяние и осознание, что жизнь без Бога пуста
– Как обычный человек может приблизиться к Богу?
– Бог всегда рядом с человеком. Несмотря на то что в грехопадении прародителей мы потеряли тесное общение с Творцом, все же Господь никогда не оставлял Свое творение. Поэтому путь к Богу – это всегда возвращение. Вернуться в Отчий дом, где тебя любят и ждут, – это и есть задача нашей жизни. Путь этот лежит через покаяние, осознание своей греховности и понимание того, что без Бога наша жизнь пуста и бессмысленна.
По учению святых отцов, первым признаком выздоровления души является видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской. Следующий шаг – встать и пойти к Отцу своему. Для этого нужна решимость, которую преподобный Серафим Саровский считал главным отличительным свойством святых людей. Для каждого открыт путь спасения, путь восхождения к Богу, и если есть у человека решимость встать и идти и что-то сделать для своего спасения, то такому человеку, конечно, откроется Господь и подаст многие духовные блага.
Беседовала Наталья Горошкова