Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
all_russian_saints

Untitled document

all_russian_saints

Сегодня день национального торжества Русского народа, праздник Святой Руси, день всех святых, в земле Российской просиявших. Наш народ более тысячелетия назад всем сердцем принял святую православную веру, дороже которой не может быть ничего, обретенную святым  равноапостольным великим князем Владимиром и святой равноапостольной великой княгиней Ольгой.                                                                                     

До святого князя Владимира на Русской земле жили языческие, разрозненные, друг с другом враждовавшие племена. Святой князь Владимир принес им новую веру, новое сознание, смысл жизни, новое внутреннее душевное состояние, дал им новый, всех объединяющий дух жизни, и так образовался единый народ.                                              

Само существование русского народа связано с зарождением в нем духовной жизни, с усвоением основ христианского мировоззрения: бессмысленно искать смысл и цель жизни в земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить Божественную, благодатную, вечную жизнь, а тогда устроится и эта временная, земная: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).               

Этот праздник стал возможен благодаря исполненному веры и мужества взгляду наших далеких предков в будущее. Они крепко молились Богу о том, чтобы Дух Святой пребывал на Руси всегда, чтобы Он одухотворял жизнь народа и государства. В этом кратком сочетании слов была и политическая, и культурная программа на последующие столетия. Русское государство с самого своего возникновения было проникнуто началами церковности. Законы Св. Церкви стали законами государства. И потому русский государственный строй держался именно на взаимной вере людей в Христа и Его Церковь – то есть друг в друга.                                                                                                                

Святой апостол Павел пишет в Послании к Коринфянам: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6, 2). Ну а Русь, конечно, будут судить святые, в ней просиявшие. Т.е. по окончании земной жизни и по кончине мира мы предстанем на суд тех, кому сегодня молимся. Тогда откроются все наши дела, явные и тайные. Поэтому проверим сегодня свою совесть: с чистым ли сердцем молимся мы Русским святым, создавшим великими трудами, безпримерными лишениями и скорбями Святую Русь? Не участвуем ли мы в тех беззакониях, что разливаются кругом и уничтожают нашу землю? И если будем молиться без лукавства, то увидим, что все в большей или меньшей степени участвуем в общем беззаконии.А потому да держит всякий русский православный человек перед своим мысленным взором священные образы русских святых — Царей и Патриархов, князей и Христа ради юродивых, монахов и воинов, — сколько было тех святых – не счесть. Например, преподобный Сергий Радонежский много оказал помощи угнетаемому народу своим ходатайством перед князьями. Всем известно, что его братия, жившая после него в Троице-Сергиевой Лавре, оказала Отечеству великую помощь в Смутное время в 1612 году своими молитвами, своим мужеством, пожертвованием и воззваниями к народу на борьбу с поляками.                                                                                                            

Святой князь Александр Невский во время татарского ига много раз путешествовал в Орду и своею кротостью и смирением умилостивлял, смягчал татарского хана и испрашивал милости для своего народа. Благодаря его ходатайству татары не вмешивались в дела православной веры, не заставляли русский народ поклоняться идолам.                                                                                                                                  

Святой Стефан Пермский много потерпел от язычников, но они, видя его незлобие, кротость и большое терпение, раскаивались в своих заблуждениях и обращались к православной вере.                                                                                                                  

Святой Серафим Саровский, сильный Святым Духом, сколько оказал помощи страждущим, скорбящим, заблудшим – этого невозможно перечесть.                           

Преподобные Антоний и Феодосии Киево-Печерские. Кто читал их житие, тот знает, сколько они потрудились для Отечества, воздвигув Киево-Печерскую Лавру, в которой страждущие люди получали столько утешения от святых подвижников, учеников Антония и Феодосия.                                                                                                                                

Если помнить постоянно об этом сонме святых Русских угодников , как бы уже предстоя перед неизбежным их судом в будущем веке –мы станем меньше грешить, даже почувствуем живейшее отвращение ко греху. Да держит нынешний Русский народ перед своим мысленным взором идеал Святой Руси — и вся жизнь вокруг чудным образом изменится, без всякого пустого шума и треска. Нужно начать с себя, а не ждать, когда с неба посыплется манна — ибо по своим грехам мы заслуживаем не манны, а града с огнем и серою.                                                                                                                                         Кто-то возразит: то были великие подвижники, а как я один, или, да как мы несвятые, грешные и немощные люди, жалкая горстка, сможем противостоять целому обрушивающемуся водопаду греха? Сила греха всегда призрачна. Против силы Божией он ничто. Многого и не надо: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Только уклонись, как уклонялись первые христиане посреди моря языческого безбожного мира, когда кругом, как и в наше время, была полная свобода грешить. И что же? Прошло время: море безбожия высохло, а Церковь Божия наполнилась. Бог вчера и сегодня и вовеки — Тот же. И готов всегда содействовать нам Своею благодатию. Все дело за нами.

Будем же молиться Собору Русских Святых, дабы помогли они нам в неравной борьбе против греха и его служителей, а сами пообещаем им быть в этой борьбе ревностными. Аминь.